Вы здесь

Премьера необычной театральной постановки прошла в Москве

Алена Моргуновская
Алена Моргуновская

Не смотря на сложную ситуацию с коронавирусом, московские театры все же работают, хоть и с жесткими ограничениями по числу зрителей и требованиями к самим площадкам. А раз так, то на сцену выходят и новые постановки.

Не смотря на сложную ситуацию с коронавирусом, московские театры все же работают, хоть и с жесткими ограничениями по числу зрителей и требованиями  к самим площадкам. А раз так, то на сцену выходят и новые постановки. В минувший понедельник, десятого января, прошла одна  из таких постановок, на которой нам довелось побывать.

Спектакль, а точнее, пока только первый акт из будущего полного спектакля, привлекает внимание своим необычным анонсом  - речь идет о конном мюзикле.  В видеоклипах, которые можно найти в качестве промо к постановке,  актеры действительно работают верхом. Это в российской театральной работе, пожалуй, уникальный в своем роде проект (по крайней мере, нам еще не доводилось видеть ничего подобного).  Актеры  здесь не только играют на сцене и поют, но и демонстрируют навыки трюковой верховой езды, а также  базовое  владение клинками и умение стрелять из лука. Конечно, во всей красе все это можно будет увидеть в полной  версии постановки,  а пока была только демо-версия, как это можно называть, но и она была интересна.

В качестве литературного материала, который лег в основу этой постановки, использовано «Сказание о Берене и Лютиэн» Джона Рональда Руэла Толкина. Его книги легли в основу известной киносаги «Властелин Колец» режиссера Питера Джексона, а теперь нам представилась возможность увидеть интерпретацию его произведений российским постановщиком. Книги Толкина  в России имеют немало поклонников, так что это скорее ожидаемо, чем удивительно, да и ставить  спектакли по его произведениям  российские любительские театры уже пытались, но в этот раз постановка  вышла  за рамки любительской  работы.

Большая часть публики в зале была не из числа поклонников книг Толкина, многие  из них и о самой этой книге  узнали только из анонса  к спектаклю. Тем интереснее было наблюдать, как раскрывающийся на сцене  сюжет увлекает зрителей, которые все больше и больше начинают сопереживать искренней игре  актеров. А она действительно выглядит искренней, настолько, что даже  знаменитый  Станиславский, пожалуй, воскликнул бы  «Верю». Иногда эта погруженность в исполняемую на сцене роль может показаться  чрезмерной и критики работы постановщика спектакля  Ольги Рудской  порой доходят до странных  и абсурдных обвинений ее в том, что она «всерьез считает себя своим  сценическим  персонажем». Так  и хочется  возразить им – послушайте, но разве не так и должно быть, если верить той же системе  Станиславского? Разве не должен  актер вживаться  в образ своего героя целиком и полностью, проживать его жизнь, его боль и радость, чтобы  показать ее зрителю – настоящей, а не наигранной?  Тут можно вспомнить об одном  знаменитом актере  начала двадцатого века, чья  работа над образом также  заходила очень далеко, но именно она сделала и его самого, и культовый  фильм с его участием легендой. Бэла Лугоши – так звали этого актера. Он после  съемок  в фильме «Дракула» режиссера Тода  Броунинга не только неоднократно давал  интервью в образе своего персонажа, но и заявлял в этих  интервью, что предпочитает спать в  гробу, который  кажется ему наилучшим  ложем. Даже после смерти актер  был похоронен в  знаменитом плаще Дракулы – неотъемлемой части образа, который принес ему  мировую славу и память потомков, а один  из его коллег-актеров на похоронах в  шутку  предложил забить осиновый кол  в грудь усопшего, чтобы тот не встал после смерти. В шутку ли? Или погруженность актера  в образ  действительно была столь убедительна, что те, кто знал его, были готовы  поверить в то, что это больше чем просто образ на киноэкране?  И разве не это является  настоящей  целью хорошего актера – суметь сделать так, чтобы тот, кто видит его со стороны, в самом деле, поверил, что он  и есть тот самый Берен, Финрод или Дракула, чей  образ актеру  выпало воплотить на сцене?

Тем более  погруженность и вовлеченность в образ  имеет значение тогда, когда  речь идет не о разовой  съемке, а об  игре на театральной сцене, где повторять одни и те же  реплики и жесты  придется  раз за разом не только в ходе репетиций, но и во время показов. При этом нельзя  допустить, чтобы  зритель увидел в них хоть что-то наигранное и механическое, ведь тогда он не поверит происходящему на сцене.

И актерам под руководством  Ольги Рудской, и ей самой  удается достичь этого самого ощущения, когда  хочется  сказать – да, верю. Не важно, что часть исполняющих мужские  роли – актрисы-женщины. Актер – это, по сути, профессия, не имеющая пола. Сценические и кинообразы  вовсе не обязаны совпадать с паспортным полом  актера. Ведь до сих пор  лучшая Баба  Яга на советском и российском киноэкране  была сыграна  Георгием  Милляром.  И то, что играл он  хоть и сказочную, но все же  пожилую женщину, никак не зависело от того, что за пределами сценической площадки актер этот мужчина. На  сцене, в  гриме, в образе это уже не имеет значение. Милляр так  сыграл Бабу  Ягу, что любят ее уже несколько поколений детей, которые  вслед  за своими родителями смотрят эти добрые  и светлые  сказки. А в Японии, например, есть целое  театральное направление, где  и мужские,  и женские образы на сцене воплощают актеры одного пола. Вдохновила  ли актеров  «Сказания о Берене и Лютиэн» работа  Милляра или японская театральная традиция, судить трудно, но результат превзошел все ожидания – на сцене равно мужественно и ярко смотрятся и актриса-женщина  в образе  Финрода, и актер-мужчина в образе его антагониста  Саурона. И для  зрителя,  который видит спектакль, не важно, кто  из них кто где-то там, за пределами сцены. Или – этой, особенной, театральной жизни, в  которой  оба  они – герои рожденной  пером  гениального писателя  легенды?

Не будем  раскрывать всех секретов мюзикла и поворотов  режиссерской работы  - спойлеры  не в  моде. Но  поделиться  мнением можем -  посмотреть этот спектакль, когда он выйдет  на московской сцене  в полной версии, однозначно стоит.

Еще по теме:

Самолет со дна озера

В США со дна озера Мичиган был поднят раритетный истребитель эпохи Второй мировой войны - F6F Hellcat . Под водой машина провела почти 65 лет. Инициатором подъема самолета был внук летчика, который пилотировал в 1945 году истребитель.

Обама запоет

"Одетый в мягкий трикотажный джемпер президент США Барак Обама расхаживает по сцене, напевая своей жене песни о любви".

Суд разрешил митинговать против мечети

Кельнский административный суд в четверг принял соломоново решение в отношение протестов жителей города против строительства в нем мечети. С одной стороны он отменил полицейские запреты на митинги, а с другой - разрешил митинговать не там, где хотели организаторы акции.

Всеобщая сиквеллизация советских фильмов

Три года назад, в канун появления фильма "Ирония судьбы. Продолжение", я предсказал, что печальная участь "сиквелизации" не минует и прочие, любимые миллионами фильмы советской эпохи. И я даже попытался набросать сценарии этих сиквелов.

В Лос-Анджелесе состоялось вручение премии "Оскар-2011"

Фильм режиссера Тома Хупера "Король говорит!" стал триумфатором премии "Оскар-2011", забрав четыре статуэтки, в том числе в номинации "лучший фильм". Сыгравший главную роль в этой картине Колин Ферт стал "лучшим актером". А Натали Портман названа "лучшей актрисой".

Тайна огня

Последние несколько дней в Канаде больше всего интересуются тем, кто же зажжет Олимпийский огонь в пятницу вечером на церемонии открытия Олимпийских игр.