Новая экспозиция в Музее техники

В Музее техники Вадима Задорожного открылась новая экспозиция, посвященная авиации. Ее экспонаты – это оригиналы уникальных бортов, каждый из которых имеет свою интересную историю.
В Музее техники Вадима Задорожного открылась новая экспозиция, посвященная авиации. Ее экспонаты – это оригиналы уникальных бортов, каждый из которых имеет свою интересную историю.

Новинки разместились сразу в двух зданиях – большая их часть заняла первый этаж нового музейного здания, став первым этапом новой, посвященной авиации и космонавтике, экспозиции. Открывшаяся тут выставка носит название «Соколы России», и пока охватывает только один период истории авиации – Вторую Мировую войну, демонстрируя самолеты Советского Союза и их союзников. Английский Харрикейн, представленный здесь, интересен тем, что именно этот борт стал первым, переданным генералу Кузнецову в рамках программы лендлиза. Самолет этот активно участвовал в боях, на нем летали многие летчики известного Сафоновского полка. Свой боевой путь самолет закончил в момент вынужденной посадки на лед, когда летчику Макарову пришлось покинуть борт, чтобы суметь спастись. После этого самолет ушел под лед и долгие десятилетия пролежал под водой прежде, чем его удалось обнаружить и поднять. Находка с бортовым номером Z5252 имела огромную историческую ценность, и ее было решено доставить в Москву и отреставрировать. Теперь самолет занял свое место в новой экспозиции.

Не менее интересен и самолет Як-9, стоящий почти напротив Харрикейна. Этот борт был выпущен в первой двадцатке самолетов этого типа и на данный момент является единственным в мире сохранившимся самолетом такой модификации. Другие Як-9, имеющиеся на данный момент в музеях или частных коллекциях, были выпущены позднее и имеют ряд существенных отличий и модификаций.

Ну а в главном здании музея, на втором этаже, расположилась новинка из немецкой техники – самолет марки Мессершмидт, Ме-109. Это принятая в Советском Союзе и позднее в России маркировка данного самолета, у себя на родине он носил маркировку Bf-109. После войны таких самолетов попало в Советский Союз немало, однако большая часть из них оказались уничтожены, так как те, кто недавно воевал против них, не хотели сохранять эти самолеты. К сожалению, тогда никому не пришло в голову, что независимо от того, кто летал на этих самолетах, спустя время они обретут историческую ценность и будут важны и интересны для сохранения истории развития авиации. На данный момент найти уцелевший Мессершмидт в России практически невозможно, новинка Музея техники — пожалуй, единственный целиком сохранившийся самолет этого типа. Увидеть его можно в дальней части экспозиции второго этажа главного здания, а не заметить там просто невозможно. Узнаваемый самолет еще и имеет тематически оформленный художественный стенд.

Найти этот самолет удалось на половину в иле, и когда его подняли, то передняя часть, включая кабину, оказалась в очень хорошей сохранности, так как ил обладает консервирующими свойствами. Однако хвостовая часть самолета оказалась существенно разрушена временем. Его обшивка буквально проедена ржавчиной в тонкое кружево, среди которого угадываются и следы попаданий, ставшие когда-то фатальными и приведшие к тому, что самолет упал. Реставрация этого самолета заняла немало времени и потребовала от реставраторов по-настоящему ювелирного мастерства, ведь сохранившиеся фрагменты обшивки нужно было законсервировать таким образом, чтобы защитить от дальнейшего разрушения.

При этом на самолете местами сохранилась краска, проступают родные кресты, символ германской армии того времени.

Увидеть этот самолет — по-настоящему уникальная возможность для любого любителя авиации и человека, который любит историю. Пожалуй, это можно сравнить с тем, как историки изучают не только форму российской армии времен войны с Наполеоном, но и форму собственно наполеоновских войск, и в равной степени бережно относятся к экспонатам, представляющим обе стороны той же войны. Думается, и в отношении экспонатов, связанных с этой войной, отношение должно быть таким же, ведь не вещи вели войну, а люди. А вот историческая их ценность неизмерима, учитывая то, как мало порой осталось некоторых из них. Задача любого музея — сохранять такие материальные носители истории и памяти, позволяя новым и новым поколениям увидеть их, и с этой задачей Музей техники Вадима Задорожного блестяще справляется.