Танчики Мамута: на Ideas4retail подано более 20-ти исков

Магазины британской сети Hamley’s в России испытывают большие трудности, пишет The Moscow Post. Через суд с них пытаются взыскать порядка 80 млн рублей.

Всего в базе арбитражных судов 24 иска от поставщиков и арендодателей. Они адресованы Ideas4retail, российской франшизе бренда, которой владеют господа Бутман и Мамут.

К текущему моменту ассортимент товара в магазинах франшизы уже значительно сократился, впереди – сокращение площадей. Однако это вряд ли поможет сети вылезти из долгов.

Несмотря на это, для Александра Мамута Hamley’s продолжает оставаться крайне выгодной инвестицией. Как минимум потому, что заработал он на ней больше, чем вложил — благодаря комбинациям с ныне санируемым банком «Открытие».

Историю с инвестициями в Hamley’s в феврале 2018 года вскрыл бывший одноклассник Александра Мамута и некогда его товарищ банкир Александр Лебедев. Так, по его словам, 40-процентная доля во франшизе стоила бизнесмену 3 млрд рублей, а кредит в «Открытии» он оформил на 5.5 млрд рублей.

По факту речь идет о завышении стоимости малоликвидных активов акционеров банка, продолжает издание. Для получения кредита на покупку Hamley’s Мамут, будучи акционером банка, по словам Лебедева, просто завысил ее стоимость, и 2.5 млрд рублей ушли «в никуда».

Причем подобная «кредитная» сделка у Мамута была не единственной: Лебедев утверждает, что по такой же схеме была оформлена покупка книготорговой сети Waterstone. Через Кипр было оформлено 100 млн фунтов в то время, как реальная цена составляла всего 52 млн фунтов.

«Гешефт» – порядка 48 млн фунтов, то есть 5 млрд рублей на момент сделки.

Кстати, еще 18.1 млрд рублей в конце 2016 года Мамут потратил на выкуп 50% Rambler&Co у Владимира Потанина. Внимание, вопрос: на какую сумму он взял для этого кредит в «Открытии»? Судя по историям с Hamley’s и Waterstone, не меньше 35 млрд рублей.

И, согласно данным банковских аналитиков, это подтверждается: Rambler действительно была заложена в «Открытии» на сумму, в два раза превышающую реальную стоимость компании.

А в 2017 году господин Мамут устроил масштабную акцию по выкупу кинотеатров. Его A&NN Investments приобрело сети «Формула кино» и «Синема парк». Суммы тогда не разглашались, но их масштаб вполне можно представить. The Moscow Post задается вопросом: не это ли «доконало» банк?

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что Мамут далеко не единственный, кто доил «Открытие».

Вспомнить хотя бы основного бенефициара Вадима Беляева, который умудрился приобрести абсолютно убыточный «Росгосстрах», из которого все более-менее прибыльные активы давно были выведены бывшим владельцем Данилом Хачатуровым. И отвалил за него столько, сколько страховая компания, пожалуй, вообще никогда не стоила.

Мамут не зря всю свою жизнь старался держаться поближе к банкам, видимо, понимая, как выгодно иметь такое подспорье в бизнесе.

Он уже побывал и председателем набсовета МДМ-Банка, поруководил КБ «Компания по проектному финансированию», а также был причастен к СКМ-Банку и Собинбанку. И все это время его подозревали в выводе средств через финансовые структуры.

В 1990-х коммерсанты занижали цены при экспорте и импорте, а с «Открытием» схема работала в обратную сторону -цены завышались. Выходит, правила ведения бизнеса в России не меняются, а все движется по кругу?

По крайней мере, история с Hamley’s это подтверждает: свою прибыль от сделки по покупке Мамут уже получил. Как быть теперь с сетью — банкротить? Там все равно Бутман по большей части хозяин, ему и отвечать, отмечает The Moscow Post.

Источник: http://www.moscow-post.com/economics/igrushki_i_igrischa_aleksandra_mamuta26550/