ФАС умерит аппетиты авиакомпаний

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России планирует совместно с авиакомпаниями изменить алгоритм работы закупленных за рубежом автоматизированных систем формирования цен и предотвратить тем самым необоснованное удорожание авиабилетов.

Об этом заявил в среду, 31 января, в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации руководитель ведомства Игорь Артемьев.

Поводом для вмешательства ФАС в ценообразование авиабилетов стали, по его словам, результаты проверки электронных систем бронирования авиабилетов, которая выявила случаи вмешательства в алгоритмы программного обеспечения, что могло стать причиной необоснованного роста цен.

Артемьев привел заявления авиакомпаний, в том числе «Аэрофлота», о том, что «это машина в автоматическом режиме устанавливает цены на авиабилеты в зависимости от повышенного спроса». Но ФАС удалось точно установить, что делают это не импортированные из США и Европы специальные компьютерные системы динамического ценообразования, а «делаются эти алгоритмы вручную, и творцом является никакой не робот».

«С ума сошел этот робот что ли? Нет, это люди этим управляют пока еще, ориентируясь на очень абстрактные представления о том, что спрос вырос на какие-то непонятные величины, и я думаю, что это ничем не обосновано или же обосновано в незначительной степени», — заявил по этому поводу глава ФАС (видеозапись его выступления выложена на сайте ФАС).

Артемьев пообещал, что ФАС будет пытаться совместно с самими компаниями и руководствуясь здравым смыслом изменить эти алгоритмы и не допускать несанкционированного ручного вмешательства в ценообразование, не основанного на серьезных доказательствах спроса и других параметров. Пока изменение алгоритмов будет проходить «в мягком» варианте, отметил глава антимонопольного ведомства.

Он сказал, что проверка и анализ цен на авиабилеты проходила полгода. Он отметил, что «Аэрофлот» оперативно предоставил исчерпывающую информацию о ценообразовании на авиабилеты. От остальных компаний антимонопольное ведомство ждет «полные и исчерпывающие» ответы на поставленные вопросы в течение 2 недель.

«Навязанная Западом система»

Четыре года назад — в феврале 2014 года — Артемьев подверг критике принцип работы систем бронирования авиабилетов. «Закон экономики говорит: вместо того чтобы летать с пустыми креслами, нужно снижать цену, чтобы <…> студент или бабушка смогли улететь», — заявил он тогда в эфире телеканала «Россия 24» (цитата по «Прайму»).

Но системы бронирования напротив повышают цены или поддерживают их на прежнем уровне. «Мы хотим эту систему уничтожить. Ей на смену должна прийти не навязанная нам Западом система, а мы должны сделать свою — и сделать лучше», — сказал глава ФАС.

Уже тогда ведомство предлагало доработать используемые системы бронирования, чтобы за день-два перед вылетом авиабилеты становились дешевле.

В августе 2017 года Артемьев поднял тему на совещании по развитию транспортной инфраструктуры с участием президента России Владимира Путина. Он сообщил главе государства, что за формирование цен на перелеты отвечают специальные компьютерные системы динамического ценообразования, которые российские авиаперевозчики импортировали из Европы и США. Эти системы назначают стоимость билета в зависимости от спроса.

Но, по словам Артемьева, «работа алгоритма этих систем выглядит как результат сговора мировых авиаперевозчиков». В этой связи он тогда предложил поручить Минэкономразвития, ФАС и Минтрансу изучить эту систему и посмотреть, насколько она соответствует законодательству и лучшим практикам.

Глава ФАС Игорь Артемьев, указал, в частности, на американские системы бронирования Amadeus. «И, конечно, если мы приведем эту систему в экономически обоснованный ряд, то это в общем приведет к тому, что цены не будут так быстро расти», — сказал тогда Артемьев (цитата по РИА Новости).

«Полностью с вами согласен. Надо точно совершенно разобраться с этим, что там происходит. Я знаю про эти компьютерные системы, которые сами цены устанавливают», — заявил в ответ Путин.

В октябре 2017 года Артемьев вновь заявил о недостатках в системе ценообразования на авиабилеты. «Нам стало известно, что 20% кресел в эконом-классе в наших компаниях в среднем не загружено. Это связано с тем, что за неделю или за две до даты полета авиакомпании не снижают цены. Это абсолютно необъяснимо – 20% мест в самолетах пустые, при том что цена не снижается», — сказал Артемьев.

Тогда ФАС попросила авиакомпании в течение двух недель предоставить просила информацию на эту тему. Особенно службу интересовали данные о работе глобальных систем бронирования (GDS) и управления доходами, включая внутреннюю информацию.

Тогда же Артемьев объявил о проводимой ФАС комплексной проверке всех авиакомпаний без исключения. «Я считаю, что такого рода алгоритмы используются авиакомпаниями для того, чтобы ограбить потребителей во всем мире. Это не значит, что плохие практики, которые были рождены в Чикаго, надо переносить на российскую землю», — приводило его слова РИА Новости.

Артемьев уточнял, что программисты ФАС разбираются с алгоритмами американских систем бронирования авиабилетов, которые используются российскими авиакомпаниями.

Российские авиакомпании используют несколько автоматизированных систем бронирования. «Аэрофлот» работает с американской Sabre. «Уральские авиалинии», «Якутия» и лоукостер «Победа» используют Amadeus. Компания S7 Group – SITA. UTair и другие российские авиакомпании работают с российской «Сирена-трэвел».

Источник: http://www.forbes.ru/biznes/356519-robot-soshel-s-uma-fas-budet-borotsya-s-vysokimi-cenami-na-aviabilety