Сотрудники полиции и СК задержали 19 декабря Олега Сорокина. В тот же день в офисах подконтрольной ему компании «Столица Нижний» прошли обыски с участием бойцов спецназа.
Вечером Нижегородский райсуд арестовал его до 17 февраля.
Фабула обвинения касается событий 2012–2013 годов, когда компания «Инградстрой» как единственный участник аукциона получила на торгах Минимущества крупнейшую территорию — объединенные в один лот 14 земельных участков общей площадью 453 га. Сейчас на этих землях идет строительство ЖК «Новая Кузнечиха».
Итоги аукциона в УФАС и арбитражных судах оспаривало московское ЗАО «Вектрон». А в 2013 году был арестован приятель Олега Сорокина коммерсант Мансур Садеков. Он попросил своего родственника заложить в банковскую ячейку $1 млн в рублях для подкупа руководства «Вектрона». За эту сумму москвичи должны были отозвать исковые заявления, не создавая проблем победителю торгов.
Когда господина Садекова посадили в «Матросскую Тишину», он заявил, что заплатил свои деньги по поручению и в интересах Олега Сорокина: «Инградстрой» — фирма Олега Сорокина и цена выкупаемых участков была занижена в разы.
Тогда суд, изучая записи разговоров Мансурса Садекова и Олега Сорокина, не смог установить причастность экс-главы города к подкупу представителей ЗАО «Вектрон». Мансуру Садекову присудили выплату 300 млн штрафа.
Согласно приговору, он по собственной инициативе решил отдать свои 30 млн руб., надеясь на расположение главы города. Тогда Олег Сорокин называл эту историю спланированной против него провокацией со стороны подчиненных генерала Дениса Сугробова (бывший начальник УЭБ и ПК МВД РФ, осужден за организацию преступного сообщества).
Теперь в СКР решили, что экс-мэр все-таки замешан в этой истории, а господин Садеков передавал деньги в интересах Олега Сорокина и по его просьбе. Пресс-служба суда сообщила, что деньги «Инградстрою» для участия в торгах по договору займа предоставила «Столица Нижний».
Депутата обвиняют в получении взятки «в виде незаконного оказания услуг имущественного характера в особо крупном размере».
По различным данным, господин Сорокин имел связи с криминальными кругами в конце 1980-х — начале 1990-х годов. В 1998 году он вместе с партнерами на закрытом аукционе купил контрольный пакет акций завода «Старт», который впоследствии был обанкрочен, а на его месте появился первый торговый центр предпринимателя «Этажи».
Олег Сорокин начиная с 2005 года трижды избирался в гордуму Нижнего Новгорода. Будучи депутатом, конфликтовал с бывшим мэром Вадимом Булавиновым, который не смог переизбраться на этот пост в 2010 году.
При поддержке команды экс-губернатора Валерия Шанцева в 2010 году Олег Сорокин стал главой Нижнего Новгорода. Однако в 2014 году он вступил уже в открытый конфликт с губернатором, сформировав в гордуме депутатское большинство, которое тормозило инициативы властей области.
В 2016 году он стал депутатом и вице-спикером заксобрания области. Чтобы обеспечить себе не менее половины сторонников в парламенте, на избирательную кампанию господин Сорокин, по неофициальным данным, потратил около 2 млрд руб.
В ноябре вице-спикер и его соратники вышли из политсовета отделения «Единой России».
Компаниям, аффилированным с Олегом Сорокиным, в Нижнем Новгороде принадлежат крупнейшие жилищные комплексы, в том числе в историческом центре города. Его компания также управляет крупнейшими торговыми центрами областного центра.
Бизнесом управляет жена господина Сорокина Элада Нагорная с партнерами.
В безвозмездном бессрочном пользовании семьи находятся два дома 262 и 440 кв. м во французском Канне, а также семь земельных участков в Нижнем Новгороде с арендой до 2050-х годов.
Спикер заксобрания Евгений Лебедев о задержании своего заместителя узнал из СМИ. Он сказал “Ъ”, что пока «ситуация не прояснится», заксобрание не будет принимать кадровых решений в отношении Олега Сорокина.
И. о. секретаря отделения «Единой России» Александр Шаронов заявил “Ъ”, что до приостановления его членства в партии нужно изучить «содержание событий» и «аргументированную юридическую позицию обвинения и защиты».
Депутат от КПРФ Владимир Буланов считает, что арест господина Сорокина нанесет ущерб как репутации региона, так и врио губернатора Глебу Никитину, который ратует за привлечение инвестиций:
«Когда предпринимателя номер один сажают по делу с душком четырехлетней давности — это плохо. Олег Сорокин умный человек, он уловил сигналы сверху и умерил свои политические амбиции, но удар по нему все равно нанесли».
Назначенному президентом в конце сентября врио губернатора Глебу Никитину в кратчайшие сроки удалось провести не только реформу управления Нижним Новгородом, но и оставить в результате реформы местного самоуправления без постов сторонников экс-мэра.
Сначала в отставку ушел сити-менеджер Сергей Белов, которого признали виновным в халатности. С ним ушел замглавы администрации Сергей Миронов. Недавно об уходе в отставку объявила глава Нижнего Новгорода Елизавета Солонченко. Глава отделения «Справедливой России» Александр Бочкарев был заключен под домашний арест.
«Господин Никитин имеет силовую и политическую поддержку полпредства, которое активно помогает ему как молодому политику. На каждого известного игрока в Нижегородской области заведена папка, которую достают в нужный момент. Мы видели это в случае с Вадимом Булавиновым и прежним руководством Нижнего Новгорода. Что касается Олега Сорокина — там, где большой бизнес, неотвратимо возникают большие претензии»,— говорит политолог Валентина Бузмакова.
Глава политической экспертной группы Константин Калачев также не исключил в деле вице-спикера «влияние полпредства», но отметил, что в отношении господина Сорокина «дело Садекова не единственное, что можно было найти и доказать».
Политолог Александр Кынев отметил, что Олег Сорокин, который наравне с губернатором был ключевым политиком области, «уникальный случай политической живучести».
«Несмотря на множество компромата на него, многие годы это не вело ни к каким последствиям,— отметил политолог.— У Сорокина, очевидно, были широкие связи и в Москве, которые, вероятно, сейчас ослабли. А врио главы получил карт-бланш, несопоставимый с тем, что был у Шанцева».
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3502014