Об этом пишет «Новая газета». Согласно утверждению координаторов акции протеста, всего в Дагестане бастуют более 40 тысяч дальнобойщиков.
Основные события происходят в 40 километрах от Махачкалы, в Манасе. Название поселка стало мелькать в СМИ после того, как туда прислали Росгвардию с бронетехникой. Но, как поведал на пресс-конференции, прошедшей в медиацентре «Новой газеты», организатор Объединения перевозчиков Дагестана Рустам Малламагомедов, протестующие не намерены сдаваться. 3 апреля Росгвардия отвела бронетехнику.
По словам Рустама Малламагомедова, в Дагестане зарегистрировано 39 тысяч грузовых автомобилей. Соответственно, в настоящее время в забастовке участвуют 100 процентов водителей грузовиков. Кроме фур, стоят еще и пятитонники, и «Газели». «Будем стоять дальше, пока на нас не обратят внимание и не отменят систему «Платон». Мы /…/ ничего не делаем, просто стоим», — резюмирует Малламагомедов.
Кроме Дагестана, стачки проходят также в Ставропольском крае, Ростовской области, Забайкалье. В «Объединении перевозчиков России» заявили, что к акции присоединились больше половины всех дальнобойщиков страны. По утверждению главы петербургского отделения Сергея Владимирова, уже наблюдаются серьезные перебои в поставках товара.
«Стоит около 60 процентов и встает каждый день все больше», — рассказывает Сергей Владимиров. По его словам, власть пытается обеспечивать перевозки только на две российские столицы. «Они бросили всех работающих, кто еще есть, и все крупные компании на то, чтобы закрыть грузоперевозки между Питером и Москвой, — поясняет Владимиров. — Но это не может продолжаться бесконечно». Как говорит лидер петербургских забастовщиков, водители работают за рулем на износ, и неизвестно, на сколько у них еще хватит терпения.
В то же время, «Лента.ру», ссылаясь на одного из из координаторов протестов дальнобойщиков, руководителя Объединения перевозчиков России Андрея Бажутина, утверждает, что во всероссийской стачке перевозчиков на поверку участвуют не обещанные 80, а всего около процента отечественных дальнобойщиков.
По его словам, тариф в системе «Платон», установленный теперь в размере 1,9 рубля за километр, возможно, не критичен для транзитных перевозчиков.
У российских дальнобойщиков другое понимание ситуации. «Для нас — «Платон» существовать не должен», — заявил Бажутин, добавив, что об этом речь велась еще в 2015 году и «возвращаться к этому вопросу смысла нет».
Бажутину вторит и профсоюз «Дальнобойщик». По словам главы профсоюза Валерия Войтко, ситуация с грузоперевозками не настолько критичная. Отдельное дело — Дагестан. В остальном же протесты собирают не столь много участников, как это преподносится. И дело тут не в «Платоне».
«Кризисы, рецессии, санкции привели к тому, что грузопоток ощутимо упал, — поясняет Войтко. — Из той информации, которая у нас есть на данный момент, забастовки заключаются в следующем: работы нет, загрузок нет, буду бастовать». По утверждению главы профсоюза, количество стоящего транспорта (кроме Дагестана) пребывает на уровне статистической погрешности. «Там 20 машин, там 30 машин, там 50, — говорит Валерий Войтко. — Ритейл возит, продукты доставляются».
Опрошенные радиостанцией Business FM крупные ритейлеры также подтвердили отсутствие перебоев с поставками. По крайней мере, в российской столице. Между тем, власти Дагестана обещают помочь дальнобойщикам. Но только тем, кто регулярно платит налоги и работает по закону.
Напомним, о начале бессрочной забастовки против системы «Платон» и повышения тарифов на проезд грузовиков по федеральным трассам было объявлено 27 марта. Андрей Бажутин утверждал, что главная цель стачки — сесть за стол переговоров. Причеи организаторы протестной акции утверждали, что их поддерживают до 80 процентов российских перевозчиков.
Подготовка к забастовке не обошлась без скандалов. Так, дальнобойщики из движения «12 тонн», в которое входит более четырех с половиной сотен водителей, направили открытое обращение в Генеральную прокуратуру и СК РФ с жалобами на угрозы со стороны коллег наказать штрекбрехеров.
Но все же большей частью жесткому прессингу подвергаются организаторы забастовки.
После пресс-конференции в «Новой газете» стражами порядка был задержан Рустам Малламагомедов. Через несколько часов его отпустили из полиции без предъявления обвинений.
27 марта был арестован по обвинению в вождении без прав Андрей Бажутин (1 апреля он был освобожден из-под ареста). 28 марта сотрудники органов опеки и полицейские нагрянули в квартиру Бажутина, чтобы забрать его троих несовершеннолетних детей.
Согласно данным «Фонтанки.ру», на состоявшемся за день до этого судебном заседании выяснилось, что беременная супруга активиста пребывает в роддоме на сохранении. После этого судья Марина Афанасьева постановила уведомить об этом правоохранителей и органы опеки «для решения вопроса о помещении, в случае необходимости, детей в детское учреждение».
По словам правозащитника Динара Идрисова, 28 марта Наталья Бажутина срочно выписалась из роддома и к моменту появления стражей порядка была дома. Полицейские, встретив женщину, не стали предъявлять «государственные притязания на детей».
Чмитайте также: Начальник полиции столичного аэропорта «Внуково» отправился под суд за дружбу с контрабандистами