…Лет пять тому назад имя банкира Александра Девонина стало нарицательным. Фигурант нескольких громких дел по отмыванию астрономических сумм и странным банкротствам, в определенных кругах он, можно сказать, «прославился». Судите сами – один банкир лишил личных сбережений сотни вкладчиков и разорил несколько банков. Жизнеописание Александра Девонина, несомненно, восхитило бы и окрылило его идейного предшественника Остапа Бендера, у которого на вооружении было четыреста относительно честных способов отъема денег у населения. Александр Девонин действительно умел получать сотни миллионов рублей практически из ничего – на первый взгляд.
Но мы-то с вами люди образованные, в школах учились и помним закон сохранения энергии, согласно которому если где-то чего-то стало больше, значит, в другом месте этого чего-то стало меньше. Вот краткий экскурс в историю великого комбинатора.
Был у Александра Девонина банк, назывался – «ВолгоДон Банк». Банк был благополучно Девониным разорен, а его офис – купеческая усадьба из двух зданий – продан через Агентство по страхованию вкладов — за чисто символические 6 миллионов рублей некоей компании «Эталон-Авто», руководил которой – ну это чистое совпадение, конечно! – тесть Девонина, «старый и больной человек», по словам самого Александра. Об этом чуть ниже.
Затем это здание выкупает ОАО «Наш банк» (еще одна финансовая структура Девонина), но уже за 135 миллионов рублей. Опустим вопрос – почему так подорожала купеческая недвижимость в провинциальном Волгограде? Суть в том, что заплатить за сделку банку было попросту нечем: Александр и его многочисленные родственники-соучредители вымели со счетов практически все. Оставались деньги вкладчиков. На эти средства и была выкуплена усадьба. Далее эти 135 рублей были перечислены на счет некоей Галины Девониной. Нет, это не однофамилица банкира – это его родная мама. На этот же счет перевели еще 225 миллионов, присланных клиентами Девонина «на обналичку». По документам – это была плата за недостроенный дом на Рублевке, принадлежавший маме финансового махинатора. Ну а потом – в один прекрасный декабрьский день 2010 года, все эти деньги были сняты со счетов и обналичены. Элитная недвижимость осталась в собственности клана Девониных, деньги вывезли в нескольких клетчатых баулах – с такими «челноки» возвращаются из Турции и Китая. И – ни налогов, ни какой-либо финансовой отчетности. Эту изящную операцию Девонин провернул при помощи председателя правления банка Владимира Чебана.
А вот потом начались проблемы…
В ходе ревизии, проведенной ЦБ РФ в начале 2011 года, недостача была выявлена, и «Нашему банку» грозило самое малое лишение лицензии. Тут Девонину не помогли никакие связи (хотя, по имеющимся данным, он задействовал всех, кого смог найти, в том числе и людей с малым количеством больших звезд на погонах со Старой площади. Впрочем, кое в чем покровители Девонину помогли: банкир узнал об отзыве лицензии не на следующий день (постфактум), а день в день. И за оставшееся время Александр со товарищи (помимо Чебана, в «операции» участвовал весь клан Девониных) вынесли из банка все кредитные досье и уничтожили серверы банка. И, хотя никого из сотрудников в это время на рабочих местах не было, преступление зафиксировали видеокамеры, установленные в банке. Кроме документов, были похищены и печати банка – Владимир Чебан вместе с начальником отдела кадров «Нашего банка» Сергеем Васехиным в разы повысили оклады сотрудникам – в том числе и себе, парашюты золотые выпустили . Правда, сотрудники живых денег так и не увидели – им посоветовали требовать компенсации у государства по новым – липовым – трудовым договорам. Те, кто решился на этот шаг, подпали под уголовное преследование – за мошенничество.
Но жестче всего Девонин и Чебан обошлись с председателем совета директоров «Нашего банка» Алексеем Егоровым. Алексей был соседом Девонина по дачному поселку, считал его своим другом… Девонин и Чебан зверски избили Егорова, для верности – несколько пуль из травмата… Егорову повезло – он выжил. И написал заявление в тогда еще милицию. Но и Девонин, и Чабан остались на свободе. На свободе они до сих пор – можете поверить на слово. Им сошли с рук и хищение 350 миллионов рублей, и банкротство – помимо «ВолгоДон Банка» и «Нашего банка» — еще пяти финансовых структур…
Правда, за четыре года с момента… скажем гибко – правонарушения со стороны Девонина что-то все-таки изменилось. Следователи взялись за него всерьез. И тогда Александр Владимирович решил искать защиты у… Не смейтесь только – у общественности. Вряд ли блоггер Дмитрий Терновский, создавая свой «Национальный проект «Россия без глупостей», думал, что обществу придется спасать несостоявшегося убийцу от следствия. Задачи у проекта были куда скромнее: хамство чиновников, неправомерные запреты, мелкие конфликты – такие, как самозахват парковочных мест.
Полагаем, что получив официальное заявление А.В. Девонина, проживающего в г. Электросталь Московской области, общественные борцы с глупостью крепко чесали в затылках. И есть от чего. В довольно сумбурном сочинении, напичканном уголовной феней и написанном в духе старого доброго проверенного доноса Александр Девонин просит защитить себя и своего «подельника» Владимира Чебана (он так и пишет – «потерпевшие») от произвола следствия. Знаете, невольно вспоминается толстовский Карабас-Барабас: «Защитите бедного сироту!».
Оказывается, неприятности посыпались на Девонина как из рога изобилия. Ему нравится рассказывать о том, что у него – в результате рейдерской атаки – украли все, что было нажито непосильным трудом! А именно – акции ОАО «Удмуртинвестстройбанк». Кстати – история с этой финструктурой до боли напоминает историю с «Нашим банком»: деньги вкладчиков пропали, банк обанкрочен… Однако в частной беседе Александр Владимирович параллелей избегает. Иначе получится, что вор украл у вора. Тем не менее факт того, что кто-то оказался чуть ловчее его, приводит Девонина в негодование. Удивительно но арбитражный суд Удмуртской Республики установил !! что Девонин подал акции и получил за них деньги, а уголовное дело по хищению акций было закрыто в связи с отсутствием состава преступления и не подтвердившимися фактами. Но акции акциями, а главной заботой страдальца все-таки остается уголовное дело, возбужденное по факту банкротства «Нашего банка» и выводу из него 350 миллионов рублей.
…Знаете, если очень долго говорить себе о том, что ты ни в чем не виновен, а во всех твоих бедах виноват кто-то другой, то рано или поздно сам в свою невиновность свято уверуешь. По-видимому, эта история и случилась с Александром Девониным, против которого было возбуждено уголовное дело № 380368. Естественно, не просто так. А за 200 тысяч рублей. А «заказал» его якобы прежний председатель правления «Нашего банка» Владимир Квасик, чтобы – по словам Девонина, — прикрыть собственные махинации. И «Эталон-Авто» вовсе не принадлежало тестю Девонина (тут он проговорился – «никогда не принадлежало мне»), а было в собственности все того же Квасика. Вот для того, чтобы отвести подозрения от Владимира Квасика, его вину и «повесило» следствие на ни в чем не повинного Александра Девонина и его коллегу – Владимира Чебана.
Автор этих строк – человек далекий от следственных органов (слава богу, как говорится), но трудно представить, что можно взять «с улицы» ни в чем не повинного человека и повесить на него многомиллионные хищения. Однако Девонин четко следует «теории заговора»: дело сфабриковано Квасиком, следствие «куплено», а самого его, безвинного, хотят запереть в узилище. А чтобы этого не произошло – требуют взятку в размере 700 тысяч (!) долларов. Знать, солидный срок светит банкиру.
В рассказе Девонина чередуются нехорошие следователи, «управляемые сверху», «решалы» — адвокаты, которые являются «передаточным звеном» между ним и «вымогателями» в погонах… В общем-то, у такой позиции есть резон: став потерпевшим в деле о вымогательстве, можно на время выйти из-под удара. Со слов Девонина, он даже заявление в Следственный комитет России написал (изначально хотел в ФСБ, но почему-то не решился), и по этому заявлению даже задержали следователя Следственного управления СКР! При получении взятки в 350 тысяч долларов! Я не поленился, проверил новостные сообщения за последние полгода. Обычно, когда за гораздо меньшие взятки задерживают чиновника такого ранга, информационные агентства пестрят сообщениями. В данном же случае – ничего.
Да и уголовное дело № 380368 никуда не делось, не развалилось. Что очень не нравится Александру Владимировичу. Он так и пишет, собственно: «…до настоящего момента, никто так и не поинтересовался фальсификацией фактов в уголовном деле 380368, позиция следствия СЧ СУ УВД по ЦАО осталась прежняя, заменили только следователя, но это всего лишь формальность. Квасика В.С. так и не привлекли в качестве обвиняемого, так как он является основным свидетелем-заказчиком и спонсором расследования данного уголовного преследования». И – никаких доказательств, кроме слов и желания отгородится от проблемы. И – никакого упоминания о чудом выжившем бывшем сослуживце…
Кстати, этот поток сознания весьма интересно читать. Если немного покопаться в фактах, изложенных Александром Девониным, нестыковок выползает на свет божий множество. Как заметных, так и не очень. Например, уверение, что «все было украдено до нас» — в смысле, что «Наш банк» обанкротил Владимир Квасик. Но, по словам все того же Девонина, Квасик ушел из банка за полгода (!) до появления там нового руководства в лице все того же Девонина и Чебана. Может ли следствие всерьез рассматривать такие истории? К тому же в своем заявлении Александр Девонин странно проговаривается: «Мои показания следствием не читаются, не воспринимаются и не считаются действительными, так как носят абсолютно «заказной» характер». Оговорочка выходит почти по Фрейду. В то же время Девонин с Чебаном уклоняются от следственных мероприятий, в связи с резким ухудшением здоровья, подкупив врачей одной из столичных больниц, и категорически отказываются от встречи со следователем ссылаясь на прямой запрет врачей. Что не мешает им по выходным распивать водочку под шашлык на даче у мамы Девонина.
Так что же он хочет все-таки? Хочет, чтобы его чисто уголовным делом заинтересовалась общественность. Ведь есть же прецеденты, когда расхитители получали условные сроки за куда большие суммы! Нужно, чтобы были журналисты, репортажи-расследования, сенсации… Боюсь, правда, что, в отличие от одной дамы, экс-сотрудницы Минобороны, Александру Владимировичу такого интереса к своей персоне не добиться – фактура не та, да и не рисует он, стихов не пишет.
И еще. У меня, как у журналиста, возникает вопрос: а почему не обратиться в солидное издание – раз уж ты невиновен и тебе «шьют «дело»? Сколько подобных историй было раскручено за «лихие 90-е»! Но в том-то и дело, что журналисты – особенно специализирующиеся на делах криминальных – люди скрупулезные и дотошные. Так что и результат может получиться прямо противоположным.
А тут – «Страна без глупостей», вдруг клюнут? Но глупо думать, что вызовет сомнение человек, обездоливший сотни простых россиян, лишивший их кровных накоплений. То, что воруют у государства, мы к сожалению, привыкли. Но вот когда пострадавшим становится простой человек…
Но может быть, блоггерский проект действительно докажет, что в нем не дураки участвуют. И вынесет на общественный суд неприглядные деяния вечного банкрота Александра Девонина. Куда в этом случае он обратиться? Неужели в Европейский суд по правам человека?