Лебедев уничтожает промышленность России?

Авиакомпании его («Голубые и Красные крылья») больше не летают, Аэрофлот из-за него отложил размещение SPO, Воронежский авиазавод из-за него сокращает рабочих, находится в кризисе, банк «Российский капитал» еле удалось спасти после санации его Национальным резервным банком (НРБ) Лебедева, «TimanOil&Gas» не ведет разработку крупнейшего Нижнечутинского месторождения нефти, а банк «Воронеж» и вовсе не функционировал последние годы… Все компании, с которыми хоть как-то связаны структуры Лебедева, оказываются на грани кризиса, а конторы олигарха выбивают из предприятий долги, порою искусственно созданные.

Сейчас в арбитражных судах страны по ста делам о банкротстве кредиторами проходят Национальный резервный банк и Национальная резервная корпорация олигарха Лебедева. Компании банкира и сами не в лучшем финансовом положении, поэтому бьются в судах за деньги и имущество предприятий-должников, не оставляя последним никакого шанса на спасение.

А ведь многие из должников еще недавно успешно работали, многие являются градообразующими предприятиями, и Лебедев, как депутат Слободского района Кировской области, должен понимать, что крах таких организаций повлечет социальную напряженность, безработицу, ухудшение жизни населения.

В Воронежской области Национальный резервный банк был включен в реестр основных кредиторов ОАО «Комбинат хлебопродуктов Калачеевский», и пытался не пустить в этот реестр еще одного кредитора — ЗАО «БелстарИнвест» (правда, суд отклонил требования НРБ).

Обязательства хлебокомбината на момент принятия решения о банкротстве составляли более 1,66 млрд рублей, в том числе около 540 млн рублей кредиторской задолженности. При этом совокупные активы должника составляли почти 2 млрд рублей.

Что интересно, агрохолдинг, в который входит хлебокомбинат, успешен. Холдинг «Белстар-Агро» работает в Воронежской, Белгородской, Тамбовской и Саратовской областях. В его состав входят ОАО «Комбинат хлебопродуктов Калачеевский», ЗАО «Белгород-Белстарагро», ОАО «Токаревский комбинат хлебопродуктов», ОАО «Золотой колос», ЗАО «Балашов-Белстарагро», ЗАО «Хлебокомбинат «Золотой колос», ОАО «Воронежская макаронная фабрика» и ООО «Старооскольская макаронная фабрика». Основные сферы деятельности — хранение и переработка зерна, выпуск хлебобулочных и макаронных изделий. Годовой оборот агрохолдинга в 2011 году составил 8,6 млрд рублей. Выпуск продукции – свыше 160 тыс. тонн в год.

Да и сам хлебокомбинат Калачеевский— одно из крупнейших предприятий отрасли в регионе. По данным «СПАРК-Интерфакс», стоимость его активов по итогам 2011 года превышала 2 млрд руб., годовой оборот — 2,21 млрд руб.

Как хлебокомбинату удалось накопить такие долги? Скорее всего, по классической схеме вывода средств. Не случайно же в отношении директора хлебокомбината возбуждено 84 уголовных дела! По версии прокуратуры, он подделывал справки о доходах своих знакомых, вносил в них явно завышенные сведения, затем эти документы предоставлял в банк. Знакомые подозреваемого получали кредиты, а деньги передавали ему. Так он получил кредиты на общую сумму свыше 20 миллионов рублей. Реализация таких схем невозможна без соучастия сотрудников банка.

Подобная же мошенническая операция была проделана и с хлебокомбинатом (принимались в залог зерно и недвижимость, уже оформленные в залог в других банках). Невозможно поверить, чтобы лебедевские структуры перед выдачей кредита не проверили залог на обременение. То есть, скорей всего, «взятый на крючок» уголовными делами директор оформлял кредиты на предприятие у НРБ либо фиктивно, либо заемные средства переводились сразу на счета лебедевских фирм-однодневок. Такая практика для НРБ не нова, только за прошлый год, по результатам проверки Центробанка, через НРБ с помощью фирм-однодневок было выведено более 1 млрд долларов. И такая схема с искусственным наращиванием фиктивных долгов успешного предприятия с последующим его банкротством работает не только в отношении хлебокомбината.

Новосибирский оловянный комбинат (НОК) не получил ни единого шанса от структур Александра Лебедева и решил самостоятельно банкротиться. После первой волны кризиса единственный в России производитель олова и оловянной продукции переживал не самые простые времена. В связи с падением мировых цен на олово и медь комбинат не смог выкупить облигации по оферте примерно на 347 миллионов рублей. Однако комбинату удалось разместить еще один выпуск — пятилетние бумаги на 1 миллиард рублей под 17 процентовгодовых. Тогда облигации на 337,5 миллиона рублей купила инвестиционная компания «Русские фонды», выступавшая и агентом по реструктуризации первого займа.

В первый квартал 2010 года общий долг снизился до 1,63миллиарда рублей, но просрочка возросла… И один из владельцев такой просрочки – НРБ — подал в суд о взыскании 103 млн рублей и обращении взыскания на заложенную недвижимость. После чего НОК сам был вынужден подать на банкротство. В результате стратегическое предприятие может перейти под контроль человеку, давно нацелившему на получение гражданства в Англии.

ЗАО «Энергомаш» (Белгород) и ЗАО «Энергомашкорпорация». Похожие со схемой Калачевского хлебокомбината кредитного мошенничества, в которых замешаны лебедевские структуры, использовались и при банкротстве этих предприятий. Бывший глава «Энергомаша» осужден на 4,5 года за кредитные махинации. Он, являясь гендиректором «Энергомаша» и «Энергомашкорпорации» взял в Сбербанке кредит для некой столичной структуры. И вот ведь совпадение, — эта же компания фигурирует в выводе за рубеж средств через НРБ Лебедева. А после заемщик долг обслуживать перестал и подал на банкротство обеих фирм. Более того руководитель «энергомашей» подделал пакет документов о том, что у «Энергомашкорпорации» якобы долг перед некой офшорной кипрской компанией аж в 16 млрд рублей, правда, этот кипрский офшор давно уже ликвидирован.

Следствие продолжается, устанавливаются в том числе и связи руководства «Энергомаша» с банками-кредиторами, которые могут быть причастны к «прокручиванию» 17,5 млрд рублей и выводу 170 млн рублей… Кстати, «Энергомаш» — крупнейшая группа предприятий энергетического машиностроения России, которая работает в реальном секторе экономики и является одним из лидеров отечественного машиностроения.

Вот только несколько примеров предприятий, которые банкротит НРБ, по такой же странной схеме: ООО «Строймеханизация», ООО «БАЛКАН», ООО «Ленинская Нива, ООО «Равелла», ООО «Валентина, ООО ФК «ГазЭнергоРесурс» (Воронежская область), ООО «Камышинские колбасы Соловьева, ООО «Пальмира» (Волгоградская область), ЗАО «Ривмар (Астрахань), ООО Крона г. Дзержинск, ОАО «Ниткан-Покровск (Саратовская область)…

И во многих случаях использованы уже знакомые схемы вывода активов, повторяются некие столичные фирмы, на которые брались кредиты. При чем, заметьте – больше всего банкротящихся компаний, кредитором которых является НРБ, в Воронеже, именно там, где не функционирующий (по словам Лебедева) последние годы, но существующий и работающий (!) филиал банка НРБ был продан Лебедевым ОАО АКБ «Металлинвестбанк» в конце прошлого года.

Похоже, у Лебедева задача – обанкротить как можно больше успешных российских предприятий. Может, пора его остановить?