Также самолеты должны быть оснащены лазерными системами защиты от ракет зенитных орудий. Элементы секретных систем спрятаны в фюзеляже самолета: в элементах оперения и крыльях.
Стоимость самолетов составляет 10,39 млрд рублей. Новые Ил-96-300ПУ будут использоваться для замены президентских самолетов Ил-96-300ПУ с номерами RA-96012 и RA-96016. Два президентских самолета RA-96012 и RA-96016 (тоже тип Ил-96-300ПУ), поставленные в 1995-м и 2000 году, после прибытия новых пунктов управления должны быть переведены в резерв, они еще не выработали свой ресурс.
Но заменить удастся только один самолет — он уже прошел летные испытания в Жуковском под наблюдением специалистов из Летно-исследовательского института имени Громова. А вот второй Ил-96-300ПУ в настоящее время находится на стадии строительства на Воронежском авиастроительном заводе. И эта стадия строительства, по нашим данным, затягивается на неопределенный срок.
ВАСО – один из первенцев отечественного самолетостроения, введен в строй в 1932 году. Воронежский авиастроительный завод освоил производство десятков типов гражданских и военных самолетов, участвовал в авиакосмическом проекте «Буран». На сегодняшний день на заводе, где трудится 6700 человек, идет сборка только двух пассажирских широкофюзеляжных лайнеров ИЛ-96-300. В том году ВАСО проиграл Казанскому авиазаводу тендер на размещение серийного производства нового российско- украинского самолета АН-70.
Все беды ВАСО начались с приходом Александра Лебедева, олигарха, банкира, владельца Национального резервного банка и Национальной резервной корпорации, владельца печально известных Blue и Red Wings.
Вот что заявляют профсоюзные лидеры ВАСО: кризис на предприятии усугубляется, из производителя лайнеров ИЛ-96 ВАСО превращается в штамповщика запчастей, идут массовые сокращения конструкторов, мастеров, инженеров с лукавой формулировкой «по соглашению сторон». ВАСО мог быть загружен заказами и выпускать десятки современных самолетов ежегодно, однако те, кто отвечал за обеспечение завода работой, предпочитали лоббировать закупки импортных лайнеров.
Основным заказчиком продукции ВАСО является лизинговая компания «Ильюшин-Финанс Ко», блокпакетом в которой владеет Александр Лебедев. Этот миллиардер сначала выступал в защиту ВАСО, обещал обеспечить воронежских авиастроителей заказами. Но дальше слов дело у него не пошло.
Лебедев действительно публично обещал воронежскому авиазаводу поддержку и заказы на новые самолеты, а также вложить в производство 500 миллионов долларов. Сейчас же он утверждает, что Воронежский авиазавод – государственный, поэтому лично он не имеет отношения к кризису на предприятии. Но это не более чем лукавство. В 2002 году правительство Михаила Касьянова удовлетворило личную просьбу Лебедева, отдав завод в управление лизинговой компании «Ильюшин финанс» (ИФК), где 37% акций принадлежало Национальному резервному банку, и которой управлял менеджмент Лебедева. Итогом такого управления стало сегодняшнее массовое увольнение людей с предприятия. Таким образом, заявления Лебедева о поддержке российского авиапрома остались лишь словами.
Вместо того чтобы помочь заводу, он лоббировал приобретение для «Аэрофлота» двадцати лайнеров иностранной компании Airbus, а когда дело не выгорело, вообще решил выйти из авиастроительного бизнеса. Это больше похоже на бегство с тонущего корабля. Как выразился один из представителей профсоюза, «это, конечно, не по-государственному и не по-человечески».
От независимого профсоюза заводчане еще три года назад направили обращение в федеральные органы власти с аргументированным предложением дать Воронежскому авиастроительному обществу заказ на сто самолетов ИЛ-96. Таким образом, представители профсоюза, выполняли работу за миллиардера Лебедева, который как акционер заказчика «Ильюшин-Финанс Ко» должен был этим заниматься и лоббировать интересы завода. В связи с ухудшением ситуации на ВАСО независимый профсоюз предприятия организовал и направил в Москву новое письмо с просьбой заступиться за завод, который олигархи и чиновники бросили на произвол судьбы и довели до ручки. «Их всех интересовала только сиюминутная прибыль. О будущем завода и отрасли в целом никто не думал. В результате ВАСО оказался на грани коллапса», — пояснили заводчане.
Сейчас завод оценивает затраты на модернизацию производства в 15 млрд руб., и пока непонятно, где найти эти средства.
Как у Лебедева оказался ВАСО? В 1999 г. ВАСО получило кредит в Сбербанке. Производства практически нет, деньги съели. Банк, естественно, включил счётчик. И тут возник миллиардер Александр Лебедев, который заявил, что будет спасать отечественное авиастроение. Его «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) входит на ВАСО, выкупает у Сбербанка все долги и начинает управлять процессом. Понятно, что рулил сам Лебедев.
Первые Ан-148 дотировались из бюджета Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Коммерческие самолёты подгонялись под цену, которую за них готов платить покупатель, что устраивало ИФК, – деньги лизинговой компании исправно возвращались. Сейчас задача усложнилась.
Руководство ОАК предложило лизинговой компании отойти в сторону и не мешать работе госкорпорации с заводом. Лизинговая компания ИФК оказалась совершенно неинтересна, и без «Ильюшин Финанс» ОАК сможет самолёты продавать. Сейчас ИФК делает отчаянную попытку спасти свое влияние. Или урвать хотя бы кусок.
Нормальный вариант решения – вложить в ВАСО деньги, для того чтобы развить и модернизировать производство, но ИФК предложила попилить авиазавод, создать при нем контору-прокладку. Вся низкорентабельная, но необходимая для строительства самолётов часть осталась бы ВАСО, а ИФК будет собирать и продавать новёхонькие лайнеры.
Факты свидетельствуют о том, что Лебедев эффективно управлял лизинговой компанией «Ильюшин-Финанс». Если по итогам прошлого года ВАСО был в убытках, то компания «Илюшин-Финанс» получила прибыль в 2,3 раза выше позапрошлогоднего показателя.
Он работал с иностранными компаниями, а на ВАСО махнул рукой. Спрашивается: зачем же ты назвался «Ильюшин-Финанс», если лоббировал закупку иностранных лайнеров вместо того, чтобы обеспечивать загрузку воронежского завода? Тогда бы уж назвал свою компанию «Аирбас-Финанс».
Получается, что Александр Лебедев несет ответственность за то, что ВАСО разваливается и теряет лучшие кадры, за то, что может не справиться с поставкой летающего пункта Авиаотряду Президента.