Палки в крылья: Лебедев сорвал SPO «Аэрофлота», чтобы обменять «Red Wings» на пакет «Ильюшин Финанс Ко.»

Авиакомпания хотела выкупить пакет Лебедева для использования в SPO, однако миноритарий не дал своего согласия. С лета прошлого года Лебедев успел продать «в рынок» около 7% акций «Аэрофлота». Сейчас на балансе у «Национального резервного банка» Лебедева около 4% акций, с учетом сделок репо — 6-7%.

Если Лебедев надумает продать свой пакет за короткий срок, то все усилия менеджмента по повышению капитализации авиапредприятия будут сведены к нулю. Эксперты уже оценили позицию представителей «Аэрофлота» как единственно верную. Ведь пока у «непредсказуемого» олигарха крупный пакет, лучше не рисковать.

Но почему не желает Лебедев добра «Аэрофлоту», акционером которого является?

Можно было бы, конечно, списать все на спесивость олигарха. На капризы, на проблемы с молодой женой.

Однако на самом деле Лебедев поступает очень даже предсказуемо. Ему сейчас не остается ничего другого, кроме как вставлять палки в крылья «Аэрофлоту». Ведь от его противодействий будет страдать основной акционер – государство. И он сможет шантажировать государство. И добиваться, например, того, чтобы Росавиация не отозвала лицензию у компании Лебедева «Red Wings».

***

О том, что авиакомпания «Red Wings» может потерять сертификат эксплуатанта, стало известно в начале этого года. Напомним, в конце декабря ее Ту-204 потерпел крушение в аэропорту Внуково: вылетел за пределы взлетной полосы и развалился на три части. В салоне находились члены экипажа, пятеро из них погибли.

Росавиация провела внеплановые проверки в компании, была изъята полетная документация. При этом до крушения была проверка плановая, выявившая множество нарушений. Она прошла весной 2012 года. Но Александр Лебедев не спешил с устранением нарушений, обрушился на Росавиацию с обвинениями в политическом преследовании.

А осенью прошлого года Лебедев попытался продать свою долю в «Red Wings» государству. Причем в СМИ заявил, что предложил Росимуществу принять авиакомпанию в дар. Ему не поверили, и правильно сделали.

Потому что на самом деле Александр Лебедев предложил государству как минимум странную сделку.

За акции «Red Wings» он хотел получить 21% акций лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК), находящийся на балансе «ВЭБ Капитала». Лебедеву принадлежит блокирующий пакет ИФК. Именно у этой компании «Red Wings» арендует самолеты Ту 204 (на тот момент их было 9, теперь – 8). И авиакомпания имеет серьезный долг перед ИФК – порядка 2 млрд рублей.

То есть государству было предложено расплатиться по лебедевским долгам и остаться Лебедеву же должным!

Конечно же, олигарх угрожал. Мол, если ни одна из сделок не состоится, «Red Wings» может прекратить работу, а проект производства самолетов Ту-204СМ, в который государство уже вложило 16 млрд рублей, скорее всего, просто закроется.

Но на сделку с Лебедевым не пошли, проект не закрылся. А проблемы появились только у «Red Wings». В начале декабря компания стала самым непунктуальным авиаперевозчиком, по данным Росавиации. А в конце декабря случилась трагедия во Внуково. И стало понятно, что трагедии можно было избежать, если бы Лебедев занимался устранением претензий Росавиации, а не пытался навязать государству невыгодные сделки.

***

SPO Аэрофлота оказалось для Лебедева спасительной соломинкой. Он уцепился за нее. Стал непреодолимым препятствием, чтобы избежать ответственности за невыполнение предписаний Росавиации, за крушение самолета.

Сейчас олигарх, скорее всего, вновь попытается активизировать свои усилия для обмена «Red Wings» на «Ильюшин Финанс Ко».

Держать на крючке госкомпанию Лебедеву помогает и оппозиционер Алексей Навальный, введенный им в совет директоров «Аэрофлота». Известный в сети хакер Хелл публиковал переписку Навального с другим членом совета директоров «Аэрофлота» Сергеем Алексашенко, который просил у Навального помочь получить доступ к секретным данным авиакомпании. Речь шла о расходовании так называемых «пролетных» траншей, которые платят «Аэрофлоту» западные авиакомпании за использование транссибирского маршрута. У заговорщиков ничего не вышло: компания секретные данные отказалась предоставлять.

«Аэрофлоту», планирующему SPO с прохождением процедуры листинга на Лондонской фондовой бирже, не нужны ни диверсии «оппозиционеров», ни палки в крылья. Компания нацелена на рост капитализации, который в перспективе будет способствовать притоку зарубежных инвестиций. Ведь чем дороже «Аэрофлот» будет оценен рынком, тем стабильнее будет его положение на рынке ссудного капитала. Также руководству перевозчика предстоит проделать серьезную работу, чтобы доказать способность эмитента к сохранению достаточно высоких показателей операционной деятельности и

стабильного уровня финансовых результатов.

Вот только таким масштабным планам и задачам противостоит мелкая «непредсказуемость» миноритария Лебедева.