Что нам стоит «Юг» построить: идеи «Роснефти» становятся все дороже для россиян

Источники в администрации президента говорят, что эту «битву», как и многие другие баталии, выиграл Сечин, используя свой огромный аппаратный вес. В ближайшее время будет завизирован проект постановления правительства, по которому строить нефтепродуктопровод, который пойдет в терминал «Роснефти», обяжут «Транснефть».

Глава государственной НК «Роснефть» Игорь Сечин, похоже, придумал очередной способ увеличить прибыль и капитализацию вверенной ему компании за чужой счет. Президент крупнейшей нефтяной компании страны лоббирует идею продления нефтепродуктопровода «Юг» до Туапсе, где «Роснефть» имеет собственный нефтеналивной терминал. Против выступает «Транснефть» — расходы на дополнительный трубопровод И.Сечин предлагает возложить именно на нее.

Изначально «Юг», предназначенный для экспорта светлых нефтепродуктов с побережья Черного моря, должен был идти из Сызрани в Новороссийск. Однако в июне И.Сечин попросил президента Владимира Путина рассмотреть возможность направить трубу в Туапсе. Президент пошел навстречу, и поручил сторонам подготовить предложения на этот счет.

Интерес «Роснефти» понятен – совсем недавно компания расширила мощность туапсинского терминала до 10,2 млн т, однако в полную силу при текущих поступлениях он работать не может. Строительство нефтепродуктопровода «Юг» решило бы эту проблему, увеличив поставки, а с ними — прибыль и выручку компании. Кроме того, если завести «Юг» только на Туапсе, конкуренты «Роснефти» будут вынуждены пользоваться ее терминалом и инфраструктурой, что делает госкомпанию хозяйкой положения. «В случае выбора варианта строительства трубы в пользу Туапсе «Роснефть» просто-напросто будет нам диктовать свои условия, которые в первую очередь выгодны ей, а наши интересы мало будут волновать Сечина», — говорит источник в одной из независимых российских нефтяных компаний.

Пикантность ситуации заключалась в том, что сама «Роснефть» за все эти преимущества не заплатила бы ни копейки — расходы по продлению нефтепродуктопровода И.Сечин предложил возложить на «Транснефть», выделив ей необходимые средства из бюджета. Однако главу нефтетранспортной монополии Николая Токарева такое положение дел не устраивает.

В настоящее время рассматриваются три варианта строительства «Юга» — до Новороссийска (первоначальный вариант), до Туапсе, и в оба города. В «Транснефти» оптимальным считают первый вариант – во-первых, он дешевле (111 млрд руб.), а во-вторых, не дает неоправданного преимущества ни одной из нефтяных компаний.

Протянуть трубопровод до Туапсе обойдется уже на 24,5 млрд руб. бюджетных средств дороже – в 135,5 млрд руб. Ну а если вести ветки «Юга» и в Новороссийск, и в Туапсе, то смета составит весомые 148 млрд руб., писали недавно «Ведомости» со ссылкой расчеты «Транснефти».

Встретив ожесточенное сопротивление своей инициативе со стороны Н.Токарева, И.Сечин пошел на некоторые уступки, предложив профинансировать строительство нефтепродуктопровода до Туапсе частично за счет своей компании. Однако в «Транснефти» считают, что «Роснефть» должна строить ответвление к своему терминалу полностью за свой счет, поскольку выгодно это только ей.

Туапсинский вариант, помимо цены, имеет и другие недостатки – нефтяные компании (за исключением ЛУКОЙЛа) пока не предоставили гарантий прокачки по такому трубопроводу своих нефтепродуктов. Таким образом, перспективы эффективности у «Юга» в случае, если перепроектировать его по воле «Роснефти», становятся весьма туманными.

Консультации в правительстве по поводу целесообразности того или иного варианта строительства нефтепродуктопровода к Черному морю продолжаются. В случае, если И.Сечин сумеет преодолеть сопротивление главы «Транснефти» (а это не исключено, учитывая влияние бывшего вице-премьера), каждому из 143 млн россиян придется внести в проект как минимум по 170 руб. Такова цена за то, чтобы «Роснефть» получила туапсинское преимущество перед конкурентами – ведь в любом случае на строительство этого трубопровода будут потрачены деньги налогоплательщиков. «Складывается впечатление, что Игорь Иванович хочет не только разведывать, добывать и перерабатывать нефть, но и заниматься ее прокачкой, перевалкой в портах, продажей и, наверное, потреблением. Получается цепочка полного цикла», — говорит высокопоставленный источник в одной из крупнейшей нефтяной компании. «Возможно, именно фигура Сечина вдохновила популярную группу «Градусы» на написание песни «Я хочу много нефти», — иронизирует он.
Источник