Пиратство в Сомали пошло на спад

Хотя эксперты еще не торопятся праздновать победу, армада международный военно-морских сил у побережья Африки и вооруженная охрана на борту торговых судов сделали свое дело. В 2010 году пиратам удалось захватить 47 судов, в нынешнем году только пять.

Журналисты Associated Press предприняли попытку проникнуть на территорию, контролируемую пиратами с целью узнать ситуацию изнутри. Они побывали в бывшей столице Сомали Могадишу, а также пиратских анклавах Галькайо и Хобйо. Им удалось побеседовать с пиратами, которые еще недавно наводили ужас на капитанов, а теперь вынуждены скрываться от своих кредиторов.

Морской разбой обогатил многих сомалийцев до того живших в абсолютной нищете. У промышляющих пиратством впервые в жизни появилась возможность прикоснуться к предметам роскоши — таким как иностранные лимузины и дорогие костюмы. Каждое удачное дело отмечалось шумными вечеринками.

Вопреки стереотипам, далеко не все сомалийские пираты являются профессиональными преступниками. Многие из них, такие как Хассан Абди — бывший учитель английского языка, ранее вели вполне законопослушную жизнь.

Однако роскошную жизнь смогли позволить себе не все. Многим для того, чтобы начать пиратскую карьеру пришлось залезть в долги к настоящим преступникам и теперь они вынуждены скрываться от расправы. Один из таких несчастных — некий Салех, с которым удалось побеседовать журналистам.

По его словам, в последние месяцы удача улыбается пиратам все реже: цену выкупа приходится снижать, заложников удерживать дольше, владельцы судов неохотно идут на переговоры, а действия международных морских сил становятся все активнее.

Как сообщила телекомпания FOX News со ссылкой на командование эскадры Евросоюза, в 2009 и 2010 годах пиратам удалось захватить 46 и 47 кораблей соответственно. На 2011 год пришелся пик разбоя, когда пираты осуществили 176 нападений с помощью лишь 25 судов. В том же году было разрешено размещать на торговых судах вооруженную охрану.

Новые меры дали свои плоды. Ни одно из судов с охраной на борту не было захвачено. В 2012 году число захватов снизилось до пяти. Некоторые из них все еще находятся в плену у пиратов. Самый большой выкуп, который был заплачен пиратам составляет 11 миллионов долларов, однако в последние годы максимальная сумма упала более чем вдвое.

В операции против пиратов приняли участие военные корабли из стран Европы, США, Китая, Индии, России и других государств. В мае 2012 года после того, как мандат международной эскадры был расширен, военные приступили к активным операциям против пиратов.

За несколько месяцев было проведено несколько рейдов, в результате которых был нанесен значительный ущерб наземной инфраструктуре пиратов, уничтожены топливные терминалы, склады с оружием и амуницией. Для большинства рядовых пиратов риск выхода в море стал слишком велик и они вернулись к своим прежним занятиям.

Как утверждают многие жители Сомали, пиратство началось в 2005 году как ответ на неконтролируемый вылов рыбы иностранными судами. В условиях отсутствия государства, пиратство стало для сомалийцев единственным доступным ответом, и до тех пор пока в стране сохранятся анархия и нищета, всегда есть риск его возрождения.

По материалам AP/FOX News