Внешняя политика России — это явление, которое довольно странное само по себе. Например, Россия пытается играть лидера на пост-советском пространстве, прежде всего, в СНГ. Созданы для этого несколько организаций, например, ОДКБ, ЕвразЭС и так далее, но никакого значимого влияния у Москвы как не было, так и нет.
По сути, вся политика на территории бывшего СССР сводится только к одному: получению независимыми государствами от Москвы той или иной материальной или финансовой «помощи». Проще говоря, бесплатных подарков. Вот и вчера Киргизии были одним махом списаны почти полмиллиарда долларов денег, которые были изъяты у российских налогоплательщиков. Впрочем, денег у России сейчас много, поэтому что жалеть.
В этой внешней политике сам факт уплаты денег никоим образом не увязывается с наличием авторитета или каких-то сильных позиций. Мы все помним, как после войны 2008 года с Грузией Россия де-факто осталась в дипломатической изоляции — никто из ее «союзников» по ОДКБ или ЕвразЭС не поспешил признавать независимость Абхазии и Южной Осетии. Москве тогда пришлось платить 50 миллионов долларов крошечному островному государству Науру в Тихом океане, а затем столько же, если не более — крошечному Никарагуа, чтобы был хоть кто-то еще в мире, кто считает Абхазию и Южную Осетию «независимыми» государствами.
Вершин унижения Москва достигла, попытавшись найти понимание у самого «верного» союзника — у диктатора Белоруссии Александра Лукашенко, который уже давно персона нот-грата в западном мире. И, вот ведь удивление, и здесь пришлось получить высокомерный отказ.
Невероятно, но в Средней Азии происходит еще более унизительное. Киргизия — это самая бедная, самая слабая, самая отсталая страна этого региона. И эта страна водит российскую дипломатию годами за нос, вытягивая деньги и регулярную экономическую помощь — например, энергоносителями, зерном, химикатами. Достаточно почитать некоторые обстоятельства получения Киргизией двух официальных кредитов от России:
В аппарате президента республики уточнили, что сумма в 489 миллионов долларов складывается из займов 2005 года (189 миллионов) и 2009 года (300 миллионов). На каких конкретно условиях будет списан долг, не уточняется. Напомним, что по соглашению, подписанному в начале 2009 года (задолженность Киргизии перед РФ тогда, как отмечается, составляла около 190 миллионов долларов), киргизская сторона должна была передать России — в счет части долга — 48 процентов акций торпедного завода «Дастан». Договор предусматривал, что оставшаяся часть долга будет списана.
Соглашение было заключено еще при прежнем президенте Киргизии Курманбеке Бакиеве. Но при его правлении акции «Дастана» (значительную часть которых, как считалось, тогда контролировал сын президента республики) так и не были переданы России. После переворота 2010 года новые власти Киргизии заявили о готовности выполнить обязательства перед РФ. Однако процесс передачи активов затянулся.
В ходе нынешних переговоров, как сообщает Tazabek, по поводу «Дастана» было решено, что его акции «будут выставлены на торги для всех заинтересованных инвесторов». Какую конкретно долю планируется выставить на продажу, не уточняется. Неясно также, будет ли это каким-то образом увязано со списанием киргизского долга.
Таким образом, Киргизия умудрилась получить дважды деньги за свой завод, который представляет интерес разве что для сборщиков металлолома, а теперь он будет выставлен, возможно, на продажу и республика может получить за него деньги и в третий раз.
После списания советских кредитов купающимся в нефтедолларах Алжиру, Катару, Венесуэле и Ливии (кстати, друг российского народа Каддафи завел десятки миллиардов долларов в западные банки и фонды, но почему-то не спешил платить за российскую технику), удивляться «гениальной» внешней политике РФ не приходится. Вероятно, у нее такое предназначение: спонсировать за счет собственных налогоплательщиков разнообразные в плане дикости и часто неадекватные режимы.
Источник: Тимофей Ряполовский