Эксперты: что помогает и что мешает глобализации российского бизнеса

Руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО, член-корреспондент РАН Алексей Кузнецов полагает, что по доле внешней торговли России пока не чем особенно похвастаться, а вот объем российских инвестиций за рубеж в последние годы существенно рос (стенограмма выступлений находится здесь). Из развивающихся и постсоциалистических стран по масштабам инвестиций Россию опережает только Китай. «Мы значительно уступаем развитым странам, но уверенно входим в 15 самых крупных экспортеров капитала». При чем, отметил он, это именно легальный экспорт.

По мнению директора департамента зарубежных производственных активов «Норильского никеля» Романа Панова, на данный момент корректней было бы говорить не об «экспансии российского бизнеса на мировой рынок», а о «попытке экспансии или даже просто диверсификации и глобализации бизнеса». При этом — выход на новые рынки — это определенный этап развития, без которого часто невозможно реализовать те стратегические задачи, которая компания перед собой ставит. А согласно стратегии производственно-технического развития компании, к 2025 году «Норильский никель» должен войти в пятерку крупнейших мировых горно-металлургических компаний по показателям рыночной капитализации. Должна быть расширена минерально-сырьевая база компании как за счет геологоразведки в регионах присутствия, так и за счет новых проектов, объем производства должен расти не только на российских, но и на зарубежных предприятиях.

Полноценной экспансией можно назвать деятельность китайских компаний, полагает Роман Панов. Её всемерно поддерживает и финансирует государство, это экспансия, в том числе, и за счет создания рабочих мест для своих же сотрудников, это экспансия человеческого капитала. Что касается российских компаний — это скорее диверсификация и глобализация.

Мотивация выхода на зарубежный рынок очень простая — российские компании стремятся превратиться в глобальных игроков. «Выход на международные рынки всегда связан с рисками, но превращение в глобального игрока без этого качественного роста просто невозможен», — отмечает Роман Панов. За последние 10-20 лет российские компании научились работать за границей, а перед кризисом у них были средства для совершения покупок, считает Кузнецов. По его словам, некоторые компании покупали сразу предприятия целиком, потому что современные технологии им никто бы не продал.

По оценке Алексея Кузнецова, крупнейшими российскими инвесторами за рубежом являются компании нефтегазового сектора, при этом, инвестиции осуществляют лишь несколько крупнейших игроков. Металлургия пока по статистике уступает, но зато за рубежом представлены все крупные игроки отрасли.

Впрочем, Дмитрий Чихачев из венчурного фонда Runa Capital полагает, что говорить об экспансии российского технологического бизнеса можно уже сейчас: самый популярный русский продукт — это автомат Калашникова, второй по популярности — книги Достоевского, третий — программное обеспечение. Совсем плохо с выходом за рубеж у российских компаний, которые занимаются производством финансовых продуктов. По словам Алексея Кузнецова, если российские банки все-таки следуют за крупным промышленным капиталом, то отечественные страховые компании фактически не представлены за границей. Но и те и другие не могут пока соответствовать уровню современных транснациональных финансовых и страховых компаний.

Эксперты также не склонны преувеличивать роль «плохого имиджа российского бизнеса». По мнению Кузнецова, мешают прямые и косвенные барьеры на зарубежных рынках, но это, в целом, обычная практика. Однако, отмечает эксперт, некоторые западные специалисты заведомо относятся к российским компаниям с недоверием, полагая, что за любым российским инвестором стоит государство и его политика. Есть определенно заказные публикации на Западе чернушного характера в отношении российского бизнеса, есть западные эксперты, которые пишут негативные статьи про российский бизнес, часто бездоказательные. «Есть типологии, которые делали финские эксперты по поводу российских ТНК, когда они на одни компании вешали ярлык, что это конформисты, на другие — что это патриоты, причем патриоты в негативном смысле», отметил Кузнецов. Однако, он считает, что без этого, в любом случае бы не обошлось, пока российские компании не проработают несколько лет и их зарубежные партнеры не убедятся, что они вкладываются в эти экономики для развития своего бизнеса и приносят пользу принимающим экономикам, будет тяжело что-то изменить.

Но чаще всего крупные сделки по приобретению зарубежных активов срываются вовсе не из-за «плохого имиджа российского бизнеса», а потому, что не подготавливаются, не прорабатываются должным образом. Один из ярких примеров — попытка приобрести «Опель». Было объявлено о том, что «имеется договоренность с Меркель», но «в Германии федеральный канцлер не решает вообще ни в каком виде, продавать ли американский завод российскому инвестору. Если уж хотели иметь какое-то политическое давление, то надо было работать с федеральными землями, где находятся эти заводы — их там 4 земли, 4 завода. У каждой земли была своя позиция, в разное время проходили земельные выборы, поэтому политики были по-разному настроены». Можно было поработать с земельными политиками, чтобы они в предвыборной кампании стали бы разыгрывать сохранение рабочих мест с приходом российского инвестора. «Этого никто не стал делать; договорились с Меркель, которая ничего не решает, а потом обиделись, что сделка сорвалась». Алексей Кузнецов пояснил, что после того как эксперты проанализировали, «сколько же было примеров проработанных сделок, когда реально не пустили, хватает пальцев рук пересчитать».

В целом, при исследовании феномена транснациональных компаний не только на материале компаний западного происхождения, имидж российских инвесторов становится лучше. «Можно ли было считать в 80-е годы LG и Samsung полноценными ТНК, ведущими мировую экспансию? Многие говорили, что нельзя, но теперь очевидно, что вполне можно. Мы просто находимся на начальном этапе экспансии», — отметил Кузнецов.

Китайской экспансии в этом смысле боятся куда больше и «много куда китайцев не пускают». В слаборазвитых странах российский бизнес, предпочитают китайскому, потому что россияне вкладываются в инфраструктуру, в образование, нанимают местную рабочую силу. Что касается слаборазвитых стран, отметил Алексей Кузнецов, то там к нам отношение хорошее по двум причинам: мы для них развитая страна, которая несет технологии, образование рабочим и прочее, при этом мы никогда не были у них колонизаторами, и они это понимают. По словам Романа Панова, для «Норильского никеля» характерна опора на местные кадры, их подготовку, создание социальной инфраструктуры, работу с местными сообществами. При этом крупный бизнес оказывается в наиболее выгодном положении в части государственной поддержки. И это не случайно: «государство стремится помогать крупному бизнесу, потому что он находится в наиболее благоприятной ситуации — у него есть крупный капитал и конкурентоспособные технологии».

Алексей Кузнецов отметил, что наше государство почти не помогает российскому среднему бизнесу за рубежом. А без выхода на зарубежные рынки этого сегмента российского бизнеса говорить о настоящей экспансии преждевременно. Представитель ‘Норильского никеля’ Роман Панов также считает, что вслед за крупным бизнесом на мировой рынок должен идти средний бизнес со своими решениями, технологиями; ‘тут, наверное, без поддержки государства не обойтись и некой инвестиционной составляющей, которая была бы продиктована, скажем, государственными финансовыми институтами’. Если удастся за крупным бизнесом подтянуть компании второго эшелона, это, наверное, позволит говорить уже о полноценной экспансии российских компаний на мировой рынок, полагает эксперт.
ПОЛНАЯ СТЕНОГРАММА НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ