Как возвращали миллиарды РЖД

Покушение в Лондоне на банкира Германа Горбунцова вызывало в России гораздо меньше шума, чем аналогичное по почерку убийство Сулима Ямадаева в марте 2009 года в Дубаи. Конечно, судьба Героя России из чеченского селения Беной, полковника ГРУ Сулима Ямадаева была совсем не похожа на жизненный путь 40-летнего миллиардера Горбунцова, год назад срочно перебравшегося с семьей из Москвы в Лондон, да еще и объявленного Молдавией в международный розыск по линии Интерпола.

Однако стечение обстоятельств сделало чем-то похожими бывшего владельца нескольких крупных московских банков и командира батальона «Восток». Герману Горбунцову, как и Ямадаеву, пришлось скрываться за границей, так как оказался по неосторожности втянут в России в игры «больших людей» в качестве разменной фигуры. Дело не в громкой фамилии Владимира Якунина, который возможно даже не знал о существовании этого бизнесмена. Как говорят англичане, «короля играет свита» и решающую роль в судьбе Германа Горбунцова сыграли мало кому неизвестные персонажи.

Какие события предшествовали появлению киллера на пороге дома Горбунцова в Лондоне, наверное, мог бы рассказать некто Борис Ушерович, владелец небольшого московского банка «Интерпрогрессбанк». Благодаря им, господин Ушерович из мелкого банкира превратился в «защитника» российских государственных интересов.

Депозит РЖД

Эта история вполне могла быть отличным сценарием. В центре сюжета 660 млн. долларов, депозит, который «очень большие люди», а конкретно глава РЖД Владимир Якунин, разместил в 2005-2006 году в неком банке «Академхимбанк» по рекомендации своего советника Андрея Крапивина. В 2007 году Якунин представлял Крапивина своим давним знакомым, бизнесменом и советником на общественных началах, разбирающимся в банковских вопросах и вопросах взаимоотношений с СНГ.

Владельцами банка были отец и сын Антоновы, позднее они поменяли название кредитной организации на «Конверсбанк Москва», но, не сумев протолкнуть в кредитное учреждение Систему страхования вкладов (ССВ) продали свой банк Герману Горбунцову и его партнеру Петру Чувилину. Компаньоны переименовали приобретение в Столичный торговый банк (СТБ) и смогли сделать так, что Центробанк России принял его в ССВ.

Знающие люди, отмечают, что деятельностью банка были весьма сомнительные операции, в которых они тесно взаимодействовали с Евгением Двоскиным, хорошо известным специалистом по выводу денег за рубеж. Столичный торговый банк процветал и «якунинский» депозит за непродолжительное время вырос до 1 млрд. долл. Все были довольны до того момента, пока «кураторы» депозита РЖД, советник президента РЖД Крапивин и его знакомый Борис Ушерович, не решили стать девелоперами. Это сегодня идея построить три элитных коттеджных поселка под Москвой накануне мирового финансового кризиса кажется рискованной, но тогда все казалось иначе. Тем более Крапивин и Ушерович получали 50 процентов акций девелоперской компании, не вкладывая ни рубля собственных средств: подмосковные виллы должны были строиться на деньги РЖД, вторая половина должна была принадлежать Горбунцову.

Опасные поселки

К тому времени мировой кризис добрался и до отечественной «тихой гавани», подмосковные виллы и шале вдруг стали никому не нужны, а на доллары спрос, наоборот, резко повысился. Когда в 2008 году РЖД решило забрать свой миллиард из СТБ, выяснилось, что Столичный торговый банк выплатить указанную сумму не в состоянии. Поверить в то, что из банка может бесследно исчезнуть один миллиард долларов, было невозможно.

То, что произошло дальше, придало дополнительный динамизм сюжету. Известно, что по данной проблеме Якунин вел переговоры на самом высоком уровне. Ситуация принимала нехороший оборот и собравшись вместе банкиры и девелоперы-неудачники после долгих споров письменно оформили обязательства выплатить всю сумму структурам РЖД. Долг распределили следующим образом: Чувилин и Горбунцов брались отдать $500 млн, их многолетний партнер Евгений Двоскин — $300 млн., управляющий Столичным торговым банком Сергей Менделеев — $200 млн.

Впрочем, было решено, что ответственность должны нести и Антоновы, которые, по мнению Горбунцова, еще до продажи «Конверсбанк Москва» позаимствовали из денег РЖД порядка $100 млн. Так как отец и сын Антоновы платить отказались…

11 марта 2009 года Александр Антонов неожиданно получил пять пуль на улице, хоть и выжил, но остался инвалидом. Сразу после преступления Антоновы уехали за границу.

Звездный час Ушеровича

Надежды, что Антоновы смогут немного уменьшить долговое бремя Горбунцова и Чувилина растаяли как лондонский туман. Чтобы контролировать выплату РЖД $500 млн. долларов Андрей Крапивин командировал своего приятеля Бориса Ушеровича, занявшего в банке пост заместителя председателя правления. Так, сам того не предполагая, Ушерович встал на стражу государственных интересов. Дела в экономике шли неважно, долги отдавались плохо, Якунин был сильно недоволен, поэтому неформальное собрание дебиторов РЖД приняло простое решение: расплачиваться за всех должен банкир Герман Горбунцов, как самый состоятельный и наименее защищенный. Тяжелая и неблагодарная работа по выбиванию долга была поручена Ушеровичу.

Борис Ефимович пригласил к себе на беседу Ларису Горбунцову — большинство активов было оформлено на жену. В кабинете Ушеровича находились четверо крепких ребят… Дальше зампредправления СТБ доходчиво объяснил, что перед ним на столе лежит стопка документов по передаче всего имущества Горбунцовых другим лицам. Далее Ушерович пояснил, что именно в случае отказа ждет семью Горбунцовых.

Как написала в своем заявлении в милицию чета Горбунцовых, план Ушеровича был прост. Лариса будет прямо в офисе похищена, сына Горбунцовых по сфабрикованному делу отправят в тюрьму, их коттедж сгорит уже ночью. В результате женщина подписала все бумаги, а через два дня, при схожих обстоятельствах это сделал и ее супруг. В результате блестяще проведенных Ушеровичем «переговоров» Горбунцовы лишились активов примерно на $1 млрд. Пришлось передать ЗАО «Дворец спорта Сокольники», ЗАО «Промышленно финансовая группа СТБ», два земельных участка в Одинцовском районе, 100 тыс. кв. метров коммерческой недвижимости, пакеты акций в банках и промышленных предприятиях. Только после расплаты Герману Горбунцову было разрешено покинуть Россию и уехать в Великобританию.

Услуги Ушеровича и «крепких» ребят обошлись недешево: свои старания они оценили весьма щедро. После того, как из активов Горбунцовых свои доли забрали сначала Ушерович и «ребята», а затем Крапивин, РЖД досталось примерно 22 млрд. рублей (около $680 млн). Чтобы официально списать эту сумму из долга в $1 миллиард (около 30 млрд. рублей) была применена следующая схема. РЖД прислало в банк СТБ распоряжение пустить 22 млрд. рублей со своего депозита на покупку акций самого СТБ и ценных бумаг фирм, что и было сделано. Казалось, в этой поучительной истории была наконец поставлена точка, но недавние выстрелы в Лондоне доказали, что не все ее участники с этим согласны.

В настоящее время Герман Горбунцов находится в Лондонской больнице под охраной полиции, а отец и сын Антоновы активно консультируются со своими британскими адвокатами. Президент РЖД Владимир Якунин в интервью выказывает свое презрение к судящимся в Лондоне олигархам. Единственный человек, который до недавнего времени незаслуженно оставался без внимания — Борис Ушерович, но надеемся, что теперь с этой несправедливостью покончено. Ведь Родина должна знать своих героев.