Газовая удавка Путина для Европы оказалась блефом

Принято считать, что европейские лидеры снисходительно относятся к Путину, так как их государства роковым образом зависят от поставок российского газа. На самом деле это кажется только самому Путину. Именно «фактор Путина» заставляет Европу задумываться над снижением зависимости от российских энергоресурсов. Как раз при нынешнем руководстве России страна перестала рассматриваеться как надежный партнер, причем Путин сам подталкивал их к этому выводу, перекрывая в зимнее время газ в Европу и занимая жесткую позицию в любых переговорах о цене на газ. Сама агрессивная внешнеполитическая риторика Путина подрывает доверие к нему как к партнеру.

Хотя директива Евросоюза о сокращении доли российского газа принята относительно недавно, практическая работа по снижению этой доли началась сразу после прихода Владимира Путина на пост президента. Если в 2000 году доля Газпрома составляла 39% всего поставляемого в Евросоюз газа, то к 2008 году совместными усилиями европейцам эту долю удалось снизить до 29%. В прошлом году доля российского газа в Европе составляла уже 24%. В условиях кризиса, когда европейским потребителям требуется меньше газа, сокращения будут идти в основном за счет уменьшения доли России. Никакие Северные и Южные потоки ничего не изменят. Это политическое решение, подкрепленное новым антимонопольным законодательством.

В Италии одним из пунктов критики Берлускони было то, что при нем доля российского газа выросла с 10% в 2000 году до 26% в 2009-м году. Растущая зависимость страны от российского газа в какой-то момент обеспокоила и итальянских политиков, и европейских. И Берлускони хоть и со скрипом, но начал планомерное сокращение объемов приобретаемого российского газа. Прямые продажи российского газа в Италию упали за три последние года с 22,3 млрд куб. м до 13,1 млрд. в год. Для того, чтобы «Южный поток» был рентабельным, необходимо, чтобы Италия закупала у России как минимум в 5 раз больше газа. Однако по прогнозам, Италия будет потреблять в 2025 году столько же газа, сколько потребляла в докризисном 2007-м, а именно 70-75 млрд. От услуг других традиционных поставщиков (Алжира, Норвегии, Нидерландов, Ливии и Катара) Италия отказываться не намерена. И, кстати, 8 млрд. кубометров газа Италия ежегодно добывает на своей территории. Тут уж точно ничего сокращаться не будет. В результате итальянский концерн Eni недавно принял решение не только резко снизить объемы закупаемого российского газа, но и снизить свою долю в «Южном потоке» до 20% (первоначально было 50%).

В европейских структурах идет активное обсуждение вопроса о том, чем заместить поставки российского газа в страны Балтии, в Финляндию и на Балканы, то есть в государства, которые почти на сто процентов зависят от поставок Газпрома. Диверсификация поставок в эти страны — одна из важнейших задач Евросоюза.

Падение спроса в Европе не может не сказываться на объемах добычи газа в России. Если в 2003 году Газпром добыл 547,6 млрд куб. м газа, то в 2010-м только 508,6 млрд куб. метров. В 2011 году Газпром продал в Евросоюз лишь 107 млрд куб. м газа, что на 16 меньше, чем в 2010 году.
Андрей Мальгин