Сулейман Керимов претендует на место Сергея Чемезова?

Беда только в том, что белорусы за четверть предприятия хотят 6-7 миллиардов долларов. Но китайцы за эти деньги хотят не меньше трети «Беларуськалия». Факт переговоров с Керимовым на «Беларуськалии» еще недавно отрицали, тем не менее, из российских источников известно, что российский бизнесмен за такие деньги хотел бы получить контрольный пакет компании.

Впрочем, даже угроза экономических санкций со стороны Евросоюза не сделала Лукашенко сговорчивее. В середине января он заявил о неизменности белорусской позиции.

— «Мы предложили, и это уже не секрет, «Беларуськалий». Мы сказали, что больше 25 процентов мы не продадим. Мы назвали цену, которая сегодня растет. Желающих за такую цену купить немного, но они есть. Хотят — пусть покупают, нет — меньшей цены не будет», — цитирует слова белорусского президента его пресс-служба.

Ситуация российско-китайской конкуренции, действительно может быть выгодной для белорусской стороны, и даже принести Лукашенко больше ожидаемых им семи миллиардов. Правда, при условии, что у Керимова уже есть потенциальный заказчик на создаваемый им агро-химический холдинг, о создании которого сегодня рассуждают российские СМИ. Тем более что, как подчеркивают российские эксперты, суть нынешних российско-белорусских отношений такова, что решение о существенных российских инвестициях в белорусскую экономику носит «сугубо политический характер», и может быть принято «исключительно в Кремле и Белом доме, что одно и то же, и куда ведут все дороги».

Про самого Керимова СМИ пишут, что «он давно мечтает создать крупнейшую в мире калийную корпорацию». Самого его называют «калийным царем». А все изменения, происходящие сегодня в российских агрохимических компаниях, трактуют именно с позиций их грядущего поглощения компанией Керимова «Нафта-Москва», точнее «Уралкалием», который ей частично принадлежит.

Вот и недавнюю смену гендиректора «Уралхима» в СМИ связали с переделом предприятий российского агро-химического комплекса.

В общем-то, вопрос продажи «Уралхима» дело считанных дней, ну, максимум месяцев. Долги предприятия только «Сбербанку» таковы, что, по мнению экспертов, владелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин должен будет либо продать предприятие, либо отдать его банку за долги. Первый вариант для Мазепина все же предпочтительнее. Второй, правда, больше устроит потенциальных инвесторов, которые в случае банкротства «Уралхима» отделаются лишь выплатой какой-то доли долгов предприятия «Сбербанку». Мазепину уже не нужно будет платить во все.

Подобный расклад и вынуждает Мазепина, как считают аналитики, торопиться и готовить «Уралхим» к продаже Керимову. Именно «Уралхим», предположительно, станет следующим приобретением олигарха, после того, как закончится слияние «Уралкалия» и «Сильвинита», проводимого под его руководством. По словам экспертов, эти компании технически могут объединиться уже до середины 2011 года. Причем контроль над новым холдингом, который станет вторым в мире после канадской Potash Corp., получит сам Сулейман Керимов.

Более того, по слухам, в этот мега-холдинг может влиться еще и «Фосагро», и россошанские «Минудобрения». Впрочем, масштаб дальнейших приобретений, кажется, может зависеть лишь от фантазии экспертов и аналитиков. Тем не менее, очевидно, что объединив «Уралкалий», «Уралхим», «Фосагро» и «Сильвинит» в один холдинг, Сулейман Керимов станет владельцем крупнейшего в мире холдинга по производству калийных удобрений.

И тут некоторые задаются вопросом: «А где же ФАС?» Где-где…

Очевидно, что создание такого монополиста в любой стране мира было бы запрещено антимонопольными органами. Но тут, кстати, задолго до появления «белорусского интереса», эксперты начинают обсуждать роль Кремля в развитии национальной отрасли минеральных удобрений и административный ресурс Сулеймана Керимова.

В частности отмечается, что еще до того, как «Сильвинит» решил объединиться с «Уралкалием», вторым претендентом на «Сильвинит» была госкорпорация «Ростехнологии». По замыслу ее главы Сергея Чемезова, государству необходимо создать крупный химический холдинг. В состав новой структуры должны были войти «СИБУР Холдинг», «Сильвинит» и «Тольяттиазот».

Странная ситуация: госкорпорация уже, казалось бы, «открыла рот» на одно из крупнейших предприятий отрасли, а оно вдруг уходит «какому-то» олигарху… И, правила игры таковы, что все понимают, что «перекладывание» «Сильвинита» из одного рта в другой происходило на самом высшем уровне. И олигарх получается не «какой-то», а вполне «наш», особо доверенный.

Это подтверждается и осенней историей с депутатом госдумы Ашотом Егиазаряном. Спор Егиазаряна с Керимовым за некоторые активы в столице кончился для Егиазаряна лишением депутатской неприкосновенности, бегством в Америку и арестом всех активов в России. И то, что на защиту экономических интересов Керимова встали и Генеральная прокуратура, и Госдума свидетельствует о том, что «крыша» у него на самом верху.

По мнению ряда экспертов, административную защиту бизнеса Керимова осуществляет, экс-глава администрации президента Александр Волошин. Учитывая же, что нынешний президент страны в свое время был подчиненным Волошина, то понятно, что при такой защите Керимову удается легко решать свои проблемы не только с каким-то Егиазаряном, но и даже с Чемезовым.

Впрочем, нынешнее собирание Керимовым российских, а если повезет, то и белорусских, агрохимпредприятий под одну крышу, может вовсе не противоречить «плану Чемезова».

Когда некоторые СМИ пишут, что Керимов, чуть ли не с детства «мечтает создать крупнейшую в мире калийную корпорацию», то это не так. На самом деле Керимову все равно, что собирать. Можно, например, машины: из декларации сенатора от Дагестана Сулеймана Керимова известно, что в собственности супругов Керимовых 5 автомобилей, среди которых Bugatti Veyron. Это уже после того, как Ferrari Enzo он разбил в Ницце, и машина стоимостью около 675 000 евро была отправлена на свалку. Можно и футбольные клубы: так известно, что в свое время, Керимов пытался приобрести итальянский футбольный клуб «Рома». Но не получилось. Зато, как сообщается, с января 2011 года Сулейман Керимов является владельцем дагестанского футбольного клуба «Анжи» из Махачкалы.

Что же до бизнеса, то Керимов не относится к тем, кто занимается производством чего-либо. Свое состояние он создал на удачных, скажем так, приобретениях, с последующей их перепродажей. Вот и свой агрохимхолдинг он не стал бы создавать, если б на него уже не было покупателя. Ведь с точки зрения рынка, и Керимов это хорошо понимает, одно предприятие продать куда проще, чем огромный и дорогой холдинг. И как показывает практика российского рейдерства, с которой Керимов хорошо знаком, подобное «собирание» производится только под заказ. А заказчиком на создание подобного агрохимического монстра (где только белорусские активы по цене сопоставимы с ценой на «ЮКОС» времен продажи его Роснефти), может быть только… Ну, скажем, если не госкорпорация «Ростехнологии», то какая-нибудь новая, скажем, госкорпорация «Росхим».

Кстати, поговаривают, что создание крупнейшего на всей планете агрохимического монстра, не только повысит место Керимова в списках «Форбс», возможно, вознеся его даже выше Абрамовича, но и принесет ему определенные политические дивиденды.

Уже сегодня, благодаря активности миллиардера в Дагестане, его называют «связным» между мусульманским Кавказом и федеральным центром в лице президента Дмитрия Медведева. В перспективе же его прочат, чуть ли не на место Сечина (у того, по слухам проблемы, со здоровьем). И тогда создание мегакорпорации удобрений своего рода проверка его возможностей перед работой на новом посту.

Стоит кстати учесть, что недавний сторонник ЛДПР теперь может занять существенные позиции в «Единой России». Недавно Сулейман Керимов вошел в предварительную пятерку списка «Единой России» на выборах в парламент Дагестана, которые состоятся в марте 2011 года. Это когда-то заявление Владимира Путина о том, что в парламенте не должно быть олигархов, лишило Керимова депутатского кресла. Теперь необходимость баллотироваться в региональные депутаты возникла в связи с новыми правилами формирования Совета Федерации и для того, чтобы сохранить кресло сенатора господину Керимову просто необходимо быть избранным хотя бы в парламент Дагестана.

Таким образом, слухи об отставке Сечина, предположение о том, что Керимову вместо Чемезова поручили создание «Росхима», и намеки на существование, или скорее возрождение, связки Волошин-Медведев, совершенно по-новому могут обрисовать политическую ситуацию в стране накануне избирательных кампаний 2011-12 годов.