24 ноября во время встречи с президентом России Дмитрием Медведевым, китайский премьер-министр Вэнь Цзибао рассказал, что накануне было подписано 13 контрактов общей стоимостью 8,5 миллиардов долларов.
Премьер-министр России Владимир Путин, который днем ранее провел переговоры со своим коллегой из Китая, заявил, что за первые восемь месяцев текущего года двусторонний российско-китайский товарооборот вырос более чем на 57 процентов. В частности, на 83 процента увеличилась продажа леса, электроэнергии — на 40 процентов, угля — на 30 процентов.
Согласно официальным данным Китая, за этот же период экспорт китайских машин и электроники в Россию возрос на 96,6 процентов. Россия вовсю импортирует высокотехнологичную продукцию, преимущественно связанную с энергетикой, из Китая.
Энергетическая направленность отношений между двумя странами подтверждает строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) и его ответвления «Сковородино – Мохэ». Цены на сырье, а также вопрос о поставках российского газа в КНР также на повестке дня.
Пекин крайне заинтересован в диверсификации поставок энергоносителей. На данный момент его потребность в энергоресурсах покрывает импорт из стран Персидского залива, таких как Иран и Оман. Это делает китайскую энергетическую политику зависимой от действий США и Евросоюза на международной арене. И это в значительной степени объясняет повышенный интерес Китая к энергетическим богатствам России и Казахстана.
Первые двусторонние меморандумы о совместных проектах в энергетической сфере были подписаны между РФ и КНР в 2006 году, срок реализации которых составит 15 лет. Итогом этих соглашений станет строительство двух газопроводов с максимальной пропускной способностью 80 миллиардов кубометров газа в год и уже упомянутое ответвление «Сковородино – Мохэ». Кроме того, страны планируют построить в Китае нефтеперерабатывающий завод и сеть АЗС.
Восток против Запада
Россия, долгое время являющаяся сырьевым поставщиком для развитых западных стран, сейчас играет ту же роль, но теперь для стран Востока. Реальное положение дел таково, что в ближайшей перспективе эти поставки будут единственным фактором экономического роста в России. Таким образом, диверсификация экспортных поставок становится вопросом чрезвычайной важности.
Будущее мировых экономик представляется довольно мрачным. Тревожные сигналы поступают и из Китая, но в целом его экономика демонстрирует высокие темпы роста. Кроме того, Россия могла бы использовать других потенциальных потребителей как дополнительный козырь в переговорах с партнерами. На самом деле, многие российские политики то и дело заявляют, что страна стремится полностью переориентировать поставки природного газа из Европы в пользу Китая. Но у российской газовой компании «Газпром» есть ряд долгосрочных обязательств перед западными потребителями, которые она не станет нарушать.
Больше не старший товарищ
Во времена Советского Союза в Пекине северного соседа рассматривали как старшего брата, который хорошо разбирается в современных промышленных технологиях. Спустя двадцать лет уже в Москве надеются на помощь Китая в ликвидации технологической отсталости России. Власти страны надеются, что помощь придет в виде китайских инвестиций в промышленный сектор. Действительно, компании, желающие вложить денежные средства в российские разработки, в Поднебесной есть, но условия, которые они выдвигают, не способствуют эффективному обмену технологиями — Китай интересует лишь сырье.
К примеру, осенью прошлого года Россия и КНР приняли стратегическую программу двустороннего сотрудничества до 2018 года. В нее входит реализация 205 крупномасштабных совместных проектов, большинство из которых включает в себя совместную разработку нефти, газа и полезных ископаемых в России с последующей обработкой ресурсов на китайской территории.
Логика Пекина проста и понятна. Такие проекты помогают решить сразу две проблемы – получение доступа к минеральным богатствам Дальнего Востока и Сибири при одновременном сокращении демографической нагрузки в Китае.
Поэтому неудивительно, что китайские партнеры всегда настаивают на использовании собственной рабочей силы на новых предприятиях и стройках. На Дальнем Востоке, где в настоящее время ведутся такие стройки, местные жители, наблюдая за работой китайских мигрантов, часто замечают, что «они строят очень хорошо, для себя ведь».
Источник: Eurasiareview/Russia And China: A Love Affair Fueled By Oil And Gas