Якунин летит под откос

«Стоит ожидать отставок министра транспорта Игоря Левитина, главы «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова и президента ОАО РЖД Владимира Якунина, — сказал Мухин корреспонденту «Века». – Природа недовольства всеми ими одна – плохой менеджмент, серьезные недостатки в управлении доверенными им структурами. В случае с Якуниным ситуация усугубляется его политическими амбициями. С одной стороны, он выступает за продолжение строительство трассы через Химкинский лес – это такой реверанс в сторону Владимира Путина и демарш по отношению к Дмитрию Медведеву. С другой стороны – попытка Якунина подобраться к президенту через его супругу. Это как раз то, что называется вбиванием клина в тандем».

Причем, главе РЖД для немедленной отставки было бы достаточно выводов тщательной ревизии подведомственного ему хозяйства.По мнению экспертов нижней палаты парламента, развал железнодорожной отрасли достиг своего пика именно при Якунине. А именно, как отметил депутат Госдумы Владимир Таскаев, нынешняя «…реформа железнодорожной отрасли привела к острому дефициту вагонов, спекуляциям и росту коррупции среди руководителей РЖД».

Оценить работу действующего президента РЖД можно по тем долгам, что накопило руководимое им ОАО. Как отмечает газета «Век», только в 2009 году текущие обязательства акционерного общества превысили текущие активы на 170,2 млрд. рублей. Сумма одних только кредитов и займов больше текущих активов на 83,4 млрд. рублей. Хуже того, если господин Якунин и дальше будет управлять финансовыми потоками РЖД, рост затрат отрасли неизбежно ускорится более чем на 30%. Что, в свою очередь, составит 220 млрд. рублей ежегодно.

Не лучшим образом дела обстоят и с материальными ценностями РЖД. По данным Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, средний общий износ инфраструктуры российских железных дорог превышает 55% при допустимой норме 35%. А именно, 13,3% электровозов, 19,3% магистральных тепловозов и 28,9% маневровых изношено полностью. Средний возраст вагонов вырос с 19,5 лет в 2003 году до 22,5 – в 2009 году. Доля протяженности контактной сети со сроком службы более 40 лет увеличилась с 40% в 2005 году до 46% в 2009 году. 15% путей требуют срочного капитального ремонта.

К сожалению, развал отрасли фиксируют не только бесстрастные цифры отчетов и ревизий. Сообщения об авариях на отечественных железных дорогах буквально переполняют новостные сводки. Типичной новостью «из мира РЖД», к примеру, можно считать заметку РБК от 8 ноября. Журналисты делового портала отметили, что «возможной причиной схода с рельсов трех цистерн с горючим под Смоленском стал излом боковой рамы тележки одного из вагонов». Говоря проще, семь вагонов товарного состава сошли с рельсов, в результате произошёл разлив топлива, по вине тех, кто должен был контролировать исправность подвижного состава. А также тех, кто отчаянно экономит на безопасности перевозок. Причем, это происшествие нельзя считать единичным. Третьего ноября в Забайкальском крае сошел с рельсов грузовой поезд. Незадолго до происшествия в этом районе был проведен ремонт пути. А 18 сентября на перегоне между станциями Находка и Сковородино у города Уссурийск Приморского края три цистерны опрокинулись и перекрыли движение по железной дороге в обе стороны, еще девять оказались на насыпи. Разлива нефтепродуктов едва удалось избежать. Электропоезд, следующий по маршруту Москва — Петушки, сошел с рельсов вечером 14 июня 2010 года, неподалеку от Курского вокзала. «Когда он проехал мост над Яузой, между пятым и четвертым вагоном сошла с рельсов вагонная пара», — рассказал начальник пресс-службы столичного Управления МЧС Евгений Бобылев.

Понятно, что скрывать резко выросшую аварийность железных дорог нельзя. Господин Якунин вынуждено признает, что ситуация сложная. Правда, своей вины в создавшемся катастрофическом положении он не видит, списывая все беды на дефицит инвестиций. Конечно, при таком руководстве трудно говорить о масштабных вливаниях в разваленное хозяйство РЖД. Тем не менее, правительство вынуждено финансировать железные дороги по причине их жизненной необходимости для национальной экономики. А потому, господин Якунин с легкостью закрывает глаза на явную неэффективность менеджмента своей транспортной монополии, компенсируя выпадающие доходы в секторе пассажирских перевозок за казенный кошт. К числу бюджетных трат, к тому же, относится и финансирование отдельных направлений по целевым программам, так и прямые денежные вливания. Счет идет на миллиарды, обнаруживая тенденцию стремительного роста. К примеру, в прошлом году государство предоставило РЖД около 80 млрд. рублей. В текущем, деятельность управленца Якунина и его отрасли обошлась стране в 140 млрд. рублей. Более того, Владимир Якунин попросил Владимира Путина поднять планку тарифов на грузовые перевозки на 2011 год. Пока что эти тарифы сдерживаются за счет ежегодных субсидий в объеме 50 млрд. рублей. Просьба главы РЖД в следующем: чтобы сохранить инвестиционную и ремонтную программу на уровне 2010 года, необходимо поднять тариф на 12,1%, а не на 9,2%, как планировалось ранее. Естественно, при сохранении 50-миллиардной субсидии. Вот такие аппетиты.

Впрочем, деньги РЖД «стрижет» не только с государства. По данным ФСТ, средняя стоимость проезда в плацкартных и общих вагонах в 2009 году составила 717 рублей, увеличившись за четыре года в 1,97 раза.

А ведь грядет дефицитный бюджет. По расчетам чиновников, в 2011 году он хоть и может оказаться меньше установленного минимума, зато в следующие два года он будет больше предельно допустимого из-за растущих расходов: в 2012 году — небольшое превышение, зато в 2013 году вместо 2% дефицит может достичь 2,9% ВВП. При таких перспективах пожиратели государственной казны приравниваются к предателям Родины. Как тут не вспомнить историю с бывшим главой «Почты России» Игорем Сырцовым, который заявлял, что модернизация инфраструктуры ФГУП потребует 70 млрд. рублей. Сырцова сняли, поставили других, те пересчитали – оказалось, что для модернизации достаточно и 47,7 млрд.. «Почту России», конечно, так и не модернизировали, зато и украли меньше.

Впервые, утверждает Алексей Мухин, Путин всерьез разозлился на Якунина в разгар кризиса. «Рассказывают такую байку. На одном из совещаний в правительстве Владимир Якунин, как все, попросил государственной поддержки – мол, надо бы помочь отрасли, — говорит политолог. — На что Путин отвечает: а ты, Володя, продай свой замок в Подмосковье, да и помоги. На следующий день в газетах вышли полосные статьи на тему «железнодорожная отрасль не нуждается в государственной поддержке, мы сами справимся». Правда, тарифы поднялись через 2 месяца…»

С тех пор у Путина поводов для недовольства Якуниным только прибавилось. Один «Сапсан» чего стоит. Его анонсировали как самый быстрый поезд в Европе, однако, независимые от РЖД специалисты охладили патриотический пыл чиновников. Оказалось, что сразу после сделки с РЖД тот же «Сименс» продал Китаю новейший поезд, максимальная скорость которого достигает 394 км/ч. При том, что «Сапсан» разгоняется лишь до 250 км/ч, да и то на отдельных участках специального пути. На дороге же общего пользования – например, трассе Москва-Санкт-Петербург — его средняя скорость не превышает 180 км/ч. Это, видимо, Якунин и называет модернизацией, не считая того, что китайцы купили поезда вместе с лицензией на их производство на своих заводах, а ОАО РЖД об этом как-то не подумало. Значит, очередные «Сапсаны» тоже будем покупать у немцев, а не делать сами.

Настоящий чиновник не может не чувствовать, когда руководство перестает быть им довольным. Понятно, что тучи над головой видит и Якунин. И – готовит «подушку безопасности». В этом качестве хорошо подходит, например, грядущая приватизация РЖД. В ноябре компания продаст на бирже 35% акций одной из своих крупнейших «дочек» — компании «Трансконтейнер», а в следующем году – контрольный пакет акций Первой грузовой компании. Конечно, эта приватизация проходит под контролем государства, но плох тот чиновник, который не сможет «отпилить» от казенного пирога. В том, что Якунин это делать умеет, мы убедились выше.

Кстати, в его ситуации нельзя не увидеть параллелей с тем, что произошло и происходит с другим «столпом» российской государственности – Юрием Лужковым. Почуяв неладное, тогда еще мэр Москвы вместе с супругой направо и налево начал раздавать интервью. Что делает Якунин? Экстренно заводит блог, собирает пресс-конференции, а также беседует с корреспондентом «Ведомостей». В обоих случаях перед читателем вырисовывается образ людей, которые уверены в своем будущем и пытаются убедить в нем окружающих. Лужков: «Я не собираюсь уходить в отставку!». Якунин: «У нас есть внятная стратегия развития до 2030 года».

Затем Лужков вывозит своих дочерей за границу доучиваться. Якунину этого пока делать не надо – сыновья его вполне взрослые, но вот рассадить их на теплые места перед возможной отставкой он постарался. «У меня до государственной службы был бизнес, и эти деньги я, естественно, вложил в бизнес детей. Короче говоря, отец для своих детей», — рассказывает Якунин.

Кроме того, членов команды Лужкова не раз обвиняли в использовании служебного положения в корыстных целях. Даже уголовные дела заводили. Такой же грешок есть и в окружении Якунина. Пиарить деятельность РЖД он пригласил основателя известного PR агентства «Михайлов и Партнеры» Сергея Михайлова. Пиарщик тогда уверял, что пришел в компанию не из меркантильных соображений – мол, ни о какой передаче заказов на обслуживание РЖД «Михайлову и партнерам» речи быть не может. Получилось наоборот – не «МиП» в итоге обслуживает РЖД, а РЖД обслуживает «МиП». Например, в прошлом году «МиП» обеспечивало организацию и коммуникационное сопровождение празднования 1150-летия Великого Новгорода. Мероприятие получилось масштабным – в нем участвовали Дмитрий Медведев, Святейший Патриарх Всея Руси Кирилл, Борис Грызлов, Илья Клебанов, Александр Жуков, Никита Михалков, Валентина Матвиенко, губернаторы, мэры, министры и еще около 600 официальных гостей. А спонсором мероприятия были «Российские железные дороги». Сергей Михайлов не забывает своих коллег, подбрасывая им казенные заказы.

Схожесть судеб Якунина и Лужкова на этом не заканчивается. Юрий Михайлович после своей отставки стал деканом факультета управления крупными городами Международного университета в Москве. Владимир Иванович недавно возглавил кафедру государственной политики на факультете политологии МГУ. Выходит, что Якунин оказался даже дальновиднее Лужкова – о том, что экс-мэр сделал после своей опалы, глава РЖД позаботился до нее.