Почему российские дороги такие дорогие?

Километр российских дорог стоит в семь раз дороже, чем в США – такой вывод недавно сделало агентство «РИА Новости», сравнив стоимость постройки одного километра дорог в Москве с остальной Россией, странами ЕС, Китаем и США. Дешевле всего умеют строить дороги в Поднебесной – километр новой трассы обходится в ряде мест там в 800 тысяч долларов. США и Европейский союз недалеко ушли друг от друга с суммами в 2,25 и 2,6 миллиона долларов. Российские траты на один километр дороги существенно выше – они составляют 20 миллионов долларов по Москве и Подмосковью и 6,5 миллионов по остальной России.

Отчего стоимость строительства дорог в России так велика? Причина — в крайней запутанности бюрократических правил. Если в Европе или США дорожные строители берут участок земли и просто кладут асфальт, то в России, особенно в Москве, строительные компании вынуждены преодолевать множество бюрократических препонов. По словам Максима Бакшинского, генерального директора ОАО «Мостотрест», многие компании нанимают подрядчиков только для того, чтобы те разобрались с бюрократическими проволочками. Строительная компания должна не только построить дорогу, но и восстановить всю инфраструктуру под ней, а это сотни тысяч долларов расходов на перенос трубопроводов, магистралей и прочего.

Затраты увеличиваются с ростом цены земли, по которой будет проходить дорога. В центре столицы России стоимость всех работ выливается в огромные суммы. Кроме того, ситуация осложняется ещё и тем, что множество подземных коммуникаций не нанесены на план, и становятся сюрпризом для строителей. Коммуникации могут находиться в муниципальной или федеральной собственности – например, линии связи ФСБ, и в таком случае решение о их перенесении будет приниматься очень долго и неохотно. Поэтому, в России гигантские деньги уходят не на само строительство, а на решение сопутствующих проблем, которые почти отсутствуют в Европе, США и особенно в Китае.

Источник: Russia: Beyond the headlines/What drives Russia’s astronomical road costs?

От редакции: на самом деле, высчитывать некую среднюю стоимость километра автодороги — занятие бессмысленное, поскольку каждая дорога прокладывается в определенных, часто не всегда сравнимых условиях, на разных грунтах, имеет ту или иную ширину проезжей части, количество полос и инженерных сооружений. Наконец, дороги находятся в разных климатически и географических условиях, которые обуславливают разницу годовых температур и норму осадков.

Средняя стоимость строительства шестиполосного федерального автобана в Германии в реальности составляет от 8 (минимальная нормативная цена) до 14,5 миллионов евро (что совсем не соответствует данным РИА «Новостей). Например, средняя стоимость километра автобана между Прагой и Дрездена, до сих пор до конца не построенного, составляет 11,4 миллиона евро. На этом фоне стоимость строительства двухполосной «скоростной» (по местным меркам) автодороги в Танзании выглядит более чем умеренной — километр такой дороги обходится всего в 260-270 тысяч долларов.

Кроме того, в ряде случаев в США стоимость километра трассы в Нью-Йорке достигала до 100 миллионов долларов, а в Китае усредненная стоимость километра четырехполосной дороги в реальности составляет порядка 2,5-3,5 миллионов долларов, а не 800 тысяч долларов.

Подробнее о том, сколько в реальности стоят автомобильные дороги в странах мира и почему они такие плохие в России, InterRight уже рассказывал в материале «Сколько стоят автомобильные дороги в России».