Тверь в будущее для Дмитрия Зеленина

Приехавшее из Москвы руководство Тверской области не хочет руководить ни сырьевым придатком, ни спальным районом столичного мегаполиса: «в Тверской области будут строить постиндустриальное общество», – гласит Стратегия социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу.

Строить постиндустриальное общество планируется по науке: не зря к разработке стратегии подключали команду специалистов из Санкт-Петербурга. В регионе решено развивать собственное производство, которое, по замыслу авторов и в духе времени, будет исключительно инновационным.

Кроме того, Тверь хочет переманить к себе москвичей, измученных плохой экологией, многокилометровыми пробками, переполненным метро и высокими ценами. Проще говоря, заставить Москву работать на себя. Жители столицы морально уже готовы переехать в Тверскую область, единственное, что их там держит – это работа, считают в администрации. Создавать комфортные условия жизни и хорошо оплачиваемые рабочие места планируют по соседству с резиденцией российского президента в Большом Завидово, которое должно стать первым постиндустриальным городом в России.

На бумаге целевая аудитория проекта – это те, кто в советское время обозначались емким понятием «творческая интеллигенция». Дизайнеры, писатели, художники, криэйторы, консультанты, по задумке авторов стратегии, будут жить в раю удаленного доступа и высоких технологий. Ну а крупные предприниматели и вовсе не будут вылезать из своих коттеджей – руководить бизнесом можно с помощью видеосвязи.

В марте 2009 года на выставке недвижимости MIPIM-2009 в Каннах заместитель губернатора Тверской области Константин Зуев говорил, что объем инвестиций в «Большое Завидово» составит порядка $1 млрд. На сегодняшний день из-за многочисленных сделок с землей разобраться, кто же реально владеет участками на территории комплекса крайне сложно. В одном из своих многочисленных интервью губернатор области Дмитрий Зеленин говорил, что его не сильно волнует, кому именно принадлежат эти земли, главное, чтобы они эффективно использовались. Пока же в городе будущего построены только коммуникации, домов нет, и «Большое Завидово» так и не заселили художники и писатели. Зато местные жители уверены, что поселок облюбует отнюдь не творческая элита, а приятели столичных управленцев, появившиеся в Твери с приходом к власти в регионе губернатора Зеленина. Жить в Завидово – удовольствие не из дешевых. Дорого оно обошлось и казне Тверской области, когда в 2004 году приехавшие из Москвы чиновники снимали в Завидово коттеджи (стоимость аренды которых достигала 500 тысяч рублей в месяц) за счет областного бюджета.

Пока авторы стратегии думают, как заставить москвичей работать в Тверской области, местные жители продолжают уезжать на заработки в столицу и другие крупные города Подмосковья. Особенно остро дела обстоят в наиболее близких к Москве населенных пунктах – Конаково и Кимрах. Причина проста: людям банально негде работать. А всё потому, что региональные власти для внедрения нового – инновационного – производства пока только успели закрыть старое. Так в Конаково, что в 82 км от Твери, прекратил свое существование фаянсовый завод. А некогда крупнейшая в Европе Конаковская ГРЭС, вокруг которой собственно и вырос город, в ходе реструктуризации РАО ЕЭС перешла в собственность зарубежным собственникам. Иностранцы модернизировали предприятие, правда, вылилось это, в основном, в массовые увольнения работников электростанции. Так город остался без двух крупнейших работодателей. Чтобы выжить, люди вынуждены были уезжать в соседнюю Московскую область на заработки.

Конаково повезло меньше, чем строящемуся рядом «Большому Завидово». Пока райцентр слышит только обещания о светлом будущем, все инвестиции достаются любимому детищу губернатора. При этом оба города расположены на территории Конаковского района, администрация которого, кстати, тоже разработала свою стратегию развития. По случайному стечению обстоятельств, придумывали её те же люди, что и для администрации Тверской области. А значит, считают простые конаковцы, всё как обычно будет сделано в интересах Москвы.

– Всё, что нас ждет, это нашествие богачей из Москвы, которые приехали в область вслед за нашим губернатором, – говорит пенсионерка Ольга Вячеславовна. – Наше Московское море уже всё застроили по берегам коттеджами, один роскошней другого. Вот теперь оно точно оправдывает свое название.

А авторы обеих стратегий, нанятые региональными властями, продолжают смотреть в будущее с оптимизмом и обещают открыть в районе лучшее в России поле для гольфа, а заодно и договориться о строительстве в одной из прибрежных деревень роскошной гостиницы мирового уровня. Какое место региональные власти отводят простым жителям – догадаться не сложно: пока москвичи будут отдыхать в Конаково, конаковцы будут вкалывать в Москве.

Хотя сегодня это кажется не такой плохой перспективой. В столице есть работа, за которую платят те самые «московские зарплаты», обещанные Дмитрием Зелениным в ходе предвыборной кампании. Губернатором он стал, а обещание так и не выполнил. Во время недавнего общения с пользователями сети Интернет ему напомнили об этом. Зеленин заявил, что с 2004 по 2008 годы реальные доходы жителей области увеличились вдвое, и добавил, что уже сейчас в Твери можно зарабатывать до 70 тысяч рублей в месяц. Чтобы добиться такой оплаты своего труда, Зеленин посоветовал «повышать квалификацию».

Тверичанам остается только догадываться, в каких организациях платят такие деньги. Ведь средний заработок в области не превышает сегодня 15 тысяч рублей, из которых больше половины придется отдать за съемную квартиру. Всё это очень напоминает порядок трат среднестатистического москвича. Однако местные жители не согласны:

– У вас в Москве больше возможностей. Даже продукты и одежда ощутимо дешевле, – говорит менеджер турагентства Елена. – А у нас даже своей «Меги» нет.

Действительно, первый мегамолл у себя в области тверичане увидят только этой осенью. Не хватает и повседневных мест досуга: кинотеатров, кафе, развлекательных центров и т.д. Причем с инициативой развития местной индустрии развлечений выступают частные инвесторы, которые, по их словам, наталкиваются на многочисленные препоны со стороны региональной администрации.

При этом центральные тверские газеты (по слухам, подконтрольные губернатору Зеленину) активно пишут о «новой волне» – москвичах, которые покидают столичную суету и переезжают жить в Тверь. Даже если такие и найдутся, их число всё равно не сравнится с теми жителями области, которые вынуждены уезжать на заработки в столицу.

Бегут, в основном, бюджетники: врачи, учителя, воспитатели детсадов. Ставка врача в Тверской области составляет 7 тысяч рублей, а в соседней Московской – в два раза больше. В итоге местные больницы сталкиваются с дефицитом квалифицированных врачей. В некоторых районах ситуация просто критическая. Например, в Заволжской больнице продолжают работать всего три (!) врача. Причем массовое бегство медиков коснулось не только бедных райцентров, но и внешне благополучной Твери. Так, сегодня в городских больницах почти не осталось кардиологов.

С теми же проблемами сталкиваются и учителя. В соседних областях их труд оплачивается выше, а из-за всеобщей нехватки педагогических кадров им и вовсе готовы доплачивать. В Кимрах сложилась парадоксальная ситуация: местная музыкальная школа осталась без директора и заведующего учебной частью. Муж и жена, они всю жизнь посвятили музыке, но когда школе резко урезали финансирование, и она оказалась на грани закрытия, в соседней Дубне – в Московской области – им предоставили все условия для жизни, а заодно и зарплату в два раза выше.

Такое бегство рабочей силы сказывается на области не лучшим образом. Ведь вместе с человеческими ресурсами в соседние регионы уходят и налоговые поступления – главный источник доходов региональных бюджетов.

Эта проблема усугубляется ещё и тем, что Тверская область сильно зависит от дотаций из федерального центра. И тут на первое место выходит эффективность управления этим финансированием. Вроде бы губернатор Дмитрий Зеленин должен знать в этом толк, ведь он пришел в область из бизнеса и имеет неплохой опыт руководства крупным бизнесом. Тем не менее, вряд ли можно назвать большим успехом, что за 8 лет его руководства Тверская область в списке дотационных регионов переместилась с 48-го на 44-е место. В большинстве населенных пунктов области нет крупных предприятий, а те, что еще действуют, находятся в состоянии кризиса. В стадии ликвидации ОАО «Тверской ДСК», Квакшинская, Медновская, Верхневолжская и Тверская птицефабрики, льнозаводы в Торжковском и Сандовском районах, простаивают рабочие ОАО ЛВЗ «Вереск» в городе Кашин.

Новые предприятия, конечно, создаются – например, на Дмитровой горе открыт крупный агропромышленный комплекс. Однако, это капля в море, и они не могут удовлетворить реальную потребность области в рабочих местах. На 1 апреля 2005 года каждый третий безработный житель Тверской области был уволен в связи с высвобождением. С тех пор ситуация не улучшается.

Даже развитие туризма в Тверской области не помогает региону разбогатеть: областная администрация рапортует о ежегодном приросте притока отдыхающих на 15-20% в год, однако это не приводит к появлению новых рабочих мест, развитию инфраструктуры и увеличению налоговых поступлений. Самой Твери сложно претендовать на роль туристической мекки. Немногочисленные памятники архитектуры находятся в плачевном состоянии. Экскурсоводы, которые работают на туристических теплоходах по Волге, разводят руками: показывать в Твери нечего. Самая известная достопримечательность – Путевой дворец – признан аварийным. И это не считая того, что в Твери элементарно не хватает гостиниц. В этом можно было убедиться во время прошедшего в городе экономического форума: многочисленным гостям оказалось негде разместиться, да и с онлайн-бронированием Тверская область ещё не знакома.

Особенно комично технологическая отсталость области выглядит на фоне ее «продвинутого» губернатора, активно осваивающего последние онлайн-технологии, общаясь с жителями в Твиттере и Живом Журнале. Тем самым губернатор собственным примером доказывает, что в Тверской области можно получать высокие зарплаты и иметь доступ к высоким технологиям. Правда, получается, что всё это имеет он один: самый богатый губернатор России управляет одной из самых бедных областей Центрального округа.