Россия хочет выйти на мировой рынок авиации

Отечественные чиновники возлагают большие надежды на два новых авиационных проекта, а также на российскую репутацию надежного экспортера оружия. Скептики считают, что не нужно спешить и для начала следует завоевать доверие потребителей внутреннего рынка. Ведь с тех пор, как два десятилетия назад СССР прекратил свое существование, ни один из инженерных проектов пассажирского самолета так и не был воплощен в жизнь и тем более, поставлен на конвейер.

Российские самолеты не выдерживают сравнения с западными конкурентами. По оценкам экспертов, в настоящее время около 75 процентов самолетов российских авиакомпаний — это машины иностранного производства.

Фактически, России сейчас предстоит начинать все с нуля. В 90-е годы прошлого века из-за нехватки средств произошел крах всей инфраструктуры авиастроения, созданной в советское время. Может быть, в этом есть и свои плюсы, так как постепенно и тщательно созданные основы помогут стране создать новую и достойную аэрокосмическую промышленность.

Россия уже продемонстрировала свой накопленный опыт и с умом примененные технологии на британском авиасалоне Фарнборо-2010 на прошлой неделе. Ведущая российская авиакомпания «Сухой» презентовала пассажирский самолет Суперджет-100, а авиастроительная корпорация «Иркут» показала готовый прототип среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21, который должен прийти на смену уходящему в прошлое ТУ-154.

На авиасалоне были заключены контракты с швейцарскими, итальянскими, испанскими, польскими и рядом других авиакомпаний. На данный момент общее количество подтвержденных контрактами самолетов превышает 120 единиц.

Однако, сторонние наблюдатели считают, что запоминающуюся презентацию не стоит приравнивать к фактической поставке самолетов заказчику.

Кроме того, производители российских самолетов сталкиваются с жесткой конкуренцией не только со стороны ведущих мировых производителей авиатехники, как Boeing и Airbus, но и с мелкими компаниями вроде Mitsubishi в Японии, Embraer из Бразилии, канадский Bombardier и даже от новичка из Китая Comac*.

Компания «Сухой» хорошо известна как производитель военных истребителей, но Суперджет-100 — это их первый проект в коммерческой гражданской авиации.

Вице-президент американской исследовательской компании Teal Group Ричард Абулафия считает проект Суперджет-100 успешным, учитывая судьбу других постсоветских аэрокосмических программ.

— «На фоне ТУ-204 и Ил-96 Суперджет-100 смотрится действительно выигрышно. Такой успех можно объяснить участием в проекте сразу нескольких частных авиакомпаний. Государственные предприятия плохо понимают нужды коммерческого рынка и не справляются с работой«, — отметил он.*

Роман Гусаров, главный редактор сайта avia.ru говорит, что Суперджет-100 еще не идеален и его нынешние параметры не соответствуют заявленным ранее компанией «Сухой». Он отмечает неопытность конструкторов в создании коммерческого авиатранспорта, приводя в пример их нежелание использовать композитные материалы в конструкции самолетов. Российские чиновники надеются, что самолет будет доведен до совершенства уже в этом году.

В любом случае, успех новых самолетов будет зависеть не только от технических показателей. Авиастроительные компании «Сухой» и «Иркут», а также многие другие конструкторские бюро и авиационные фирмы входят в состав государственной «Объединенной авиастроительной корпорации», образованной в 2006 году.

— «Авиационно-космическая промышленности России втянута в мир государственной собственности и пятилетних планов«, — сказал Ричард Абулафия. — «Такой подход более привычен для решения проблем на рынке вооружений, но приведет к катастрофе на рынке деловых и коммерческих самолетов«.

— «Вероятно, это хорошо, когда конструкторские бюро конкурируют с мировыми лидерами, а не друг с другом«, — говорит Роман Гусаров. — «Но с другой стороны во времена СССР многие технологии появились в результате конкурентной борьбы между компаниями-соотечественниками«.

На перспективы развития российского самолетостроения на мировом рынке влияет хорошая репутация страны на рынке вооружений. Индонезийская компания Kartika Airlines уже собирается купить несколько самолетов Суперджет-100, а Crecom из Малайзии подписала контракт на поставку MС-21.

Индонезия и Малайзия — традиционный рынок сбыта для российских авиастроительных компаний, а министр обороны Малайзии Ахмад Захид Хамиди лично присутствовал при подписании договора в Фарнборо.

Источник: BBC News/Russian planemakers eye global markets

* — Примечание от редакции. В статье на сайте британского издания почему-то опущены факты того, что самолет Суперджет-100 является совместным проектом с Boeing, а также рядом французских фирм. Вся авионика, системы управления и двигатели на этом самолете — иностранного производства.