Вы здесь

Россия хочет выйти на мировой рынок авиации

Юлия Тернер

Отечественные чиновники возлагают большие надежды на два новых авиационных проекта, а также на российскую репутацию надежного экспортера оружия. Скептики считают, что не нужно спешить и для начала следует завоевать доверие потребителей внутреннего рынка. Ведь с тех пор, как два десятилетия назад СССР прекратил свое существование, ни один из инженерных проектов пассажирского самолета так и не был воплощен в жизнь и  тем более, поставлен на конвейер.

Российские самолеты не выдерживают сравнения с западными конкурентами. По оценкам экспертов, в настоящее время около 75 процентов самолетов российских авиакомпаний - это машины иностранного производства.

Фактически, России сейчас предстоит начинать все с нуля. В 90-е годы прошлого века из-за нехватки средств произошел крах всей инфраструктуры авиастроения, созданной в советское время. Может быть, в этом есть и свои плюсы, так как постепенно и тщательно созданные основы помогут стране создать новую и достойную аэрокосмическую промышленность.

Россия уже продемонстрировала свой накопленный опыт и с умом примененные технологии на британском авиасалоне Фарнборо-2010 на прошлой неделе. Ведущая российская авиакомпания "Сухой" презентовала пассажирский самолет Суперджет-100, а авиастроительная корпорация "Иркут" показала готовый прототип среднемагистрального пассажирского самолёта МС-21, который должен прийти на смену уходящему в прошлое ТУ-154.

На авиасалоне были заключены контракты с швейцарскими, итальянскими, испанскими, польскими и рядом других авиакомпаний. На данный момент общее количество подтвержденных контрактами самолетов превышает 120 единиц.

Однако, сторонние наблюдатели считают, что запоминающуюся презентацию не стоит приравнивать к фактической поставке самолетов заказчику.

Кроме того, производители российских самолетов сталкиваются с жесткой конкуренцией не только со стороны ведущих мировых производителей авиатехники, как Boeing и Airbus, но и с мелкими компаниями вроде Mitsubishi в Японии, Embraer из Бразилии, канадский Bombardier и даже от новичка из Китая Comac*.

Компания "Сухой" хорошо известна как производитель военных истребителей, но Суперджет-100  - это их первый проект в коммерческой гражданской авиации.

Вице-президент американской исследовательской компании Teal Group Ричард Абулафия считает проект Суперджет-100 успешным, учитывая судьбу других постсоветских аэрокосмических программ.

- "На фоне ТУ-204 и Ил-96 Суперджет-100 смотрится действительно выигрышно. Такой успех можно объяснить участием в проекте сразу нескольких частных авиакомпаний. Государственные предприятия плохо понимают нужды коммерческого рынка и не справляются с работой", - отметил он.*

Роман Гусаров, главный редактор сайта avia.ru говорит, что Суперджет-100 еще не идеален и его нынешние параметры не соответствуют заявленным ранее компанией "Сухой". Он отмечает неопытность конструкторов в создании коммерческого авиатранспорта, приводя в пример их нежелание использовать композитные материалы в конструкции самолетов. Российские чиновники надеются, что самолет будет доведен до совершенства уже в этом году.

В любом случае, успех новых самолетов будет зависеть не только от технических показателей. Авиастроительные компании «Сухой» и «Иркут», а также многие другие конструкторские бюро и авиационные фирмы входят в состав государственной "Объединенной авиастроительной корпорации", образованной в 2006 году.

- "Авиационно-космическая промышленности России втянута в мир государственной собственности и пятилетних планов", - сказал Ричард Абулафия. - "Такой подход более привычен для решения проблем на рынке вооружений, но приведет к катастрофе на рынке деловых и коммерческих самолетов".

- "Вероятно, это хорошо, когда конструкторские бюро конкурируют с мировыми лидерами, а не друг с другом", - говорит Роман Гусаров. - "Но с другой стороны во времена СССР многие технологии появились в результате конкурентной борьбы между компаниями-соотечественниками".

На перспективы развития российского самолетостроения на мировом рынке влияет хорошая репутация страны на рынке вооружений. Индонезийская компания Kartika Airlines уже собирается купить несколько самолетов Суперджет-100, а Crecom из Малайзии подписала контракт на поставку MС-21.

Индонезия и Малайзия - традиционный рынок сбыта для российских авиастроительных компаний, а министр обороны Малайзии Ахмад Захид Хамиди лично присутствовал при подписании договора в Фарнборо.

Источник: BBC News/Russian planemakers eye global markets

* - Примечание от редакции. В статье на сайте британского издания почему-то опущены факты того, что самолет Суперджет-100 является совместным проектом с Boeing, а также рядом французских фирм. Вся авионика, системы управления и двигатели на этом самолете  - иностранного производства.

Еще по теме:

Компания "Авианова" сдержала свое обещание перед клиентами

Российская авиакомпания "Авианова", приостановившая свою работу месяц назад, сдержала обещание выплатить своим клиентам деньги за ранее купленными ими билеты. Как сообщила пресс-служба "Авианова", к 3 ноября компания обработала 27 тысяч заявок на сумму в 43 миллиона рублей.

Авария ТУ 154 в аэропорту "Домодедово" произошла не случайно

В России почти две сотни людей едва не стали покойниками. У самолета ТУ 154, вылетевшего из московского аэропорта "Внуково" в Махачкалу, на высоте нескольких километров последовательно отказали два двигателя. На борту самолета находились 163 пассажира (включая семерых детей) и 8 членов экипажа.

Государство хочет оживить авиационного зомби "Авиастар"

Недавно назначенный на должность вице-премьера по оборонной промышленности Дмитрий Рогозин практически сразу развил бурную деятельность. Если первый месяц он пытался понять, что происходит вообще в этой сфере, то теперь  стал активно ездить по стране, посещая оборонные предприятия.

В кабине пилотов самолета Леха Качиньского были посторонние

В кабине пилотов самолета ТУ-154, на борту которого находилась делегация президента Польши Леха Качиньского, были посторонние. Голоса неизвестных зафиксировали при расшифровке данных "черного ящика" с разбившегося у Смоленска в апреле самолета.

Польша подтвердила факт кражи денег у погибшего Анджея Пшевозника

Агентство внутренней безопасности Польши заявило об аресте четырех подозреваемых в краже денег с кредитной карты Анджея Пшевозника, погибшего при крушении самолета польского президента Леха Качиньского. МВД России опровергает эту информацию.

Домодедово - территория грабительских цен

Цены в аэропорту Домодедово как-то по-особому, демонстративно наглы. Почему полулитровая бутылка простой воды, которая в Москве в любом киоске стоит 22 рубля, там стоит 60? Почему журнал "Эксперт" там же, в столице, я покупаю за 55 рублей, а в Домодедово он мне обошелся в 106 рублей?