Вы здесь

Нефтяники гуляют по Луне

Евгений Майоров

Для начала до сих пор не ясны причины взрыва Deepwater Horizon. Многие СМИ пишут, что авария произошла из-за выброса попутного газа. Но есть и другие версии происшедшего. Например,  ведущий научный сотрудник лаборатории углеродистых веществ биосферы географического факультета МГУ Юрий Пиковский на пресс-конференции в РИА-Новости заявил, что внезапный выброс нефти мог произойти из-за подвижки земной коры. 

- "Причиной аварии могло стать воздействие недропользователей на земную кору в этом районе", - сказал он, отметив, что "скорее всего, имел место внезапный выброс нефти под высоким давлением".

Дело в том, что на шельфе земная кора имеет блочное строение, и большое количество нефтяных платформ находится как раз на стыке блоков, разрушая их буровыми и разведочными работами.

- "Стыки - это наиболее проницаемые места, где создается большое напряжение и формируется аномально высокое давление. При бурении в таких местах, есть большая вероятность получить внезапный выброс", - пояснил Пиковский.

Таким образом, от аварии не застрахована ни одна компания.

- "Теперь никто не может с уверенностью утверждать, что подобного не произойдет", - признался газете Le Monde один из представителей компании Shell. Хотя раньше, по его словам, вероятность подобных аварий специалисты оценивали как очень низкую. Shell сама эксплуатирует в Мексиканском заливе пять платформ вроде "Deepwater Horizon" и еще десятки других в разных частях планеты.

После катастрофы с платформой BP Shell начала массовую проверку всех своих объектов, которую планирует в июне завершить. Контролируется работа всех скважин, ведется подготовка персонала к нештатным ситуациям.

Исполнительный комитет французской компании Total сразу после аварии BP создал две рабочие группы: одна отвечает за проверку качества бурения скважин, другая  - разрабатывает меры, которые необходимо будет принять в случае утечки нефти.

Тем временем BP проводит консультации со своими коллегами в отчаянном поиске решения по остановке утечки нефти из скважины на глубине 1500 метров.

- "В этой ситуации мы все за BP," – говорит президент Total Кристоф де Маржери. Вместе с Total выход из сложившейся ситуации ищет и Exxon.  Но пока, ни один нефтяник не может предложить никакого чудодейственного рецепта, на который все так рассчитывают.

- "Область на глубине 100 или 200 метров нам известна. Но глубина 1500 метров – это уже из области высоких технологий. Это все равно, что ходить по Луне", - признается Кристоф де Маржери.

Кроме США другие страны также озаботились состоянием своих морских нефтедобывающих платформ. Национальное нефтяное агентство Бразилии еще в апреле разослало компаниям вопросник с целью проверки эффективности их систем безопасности. Напомним, мировой рекордсмен по глубоководному бурению (на глубине до 3 тысяч метров) - Бразилия, пережила уже несколько катастроф с нефтяными платформами.

11 мая комиссар ЕС по энергетике обсуждал с европейскими энергетическими компаниями способы предотвращения подобных бедствий. Ответы на список из 12 вопросов должны быть представлены комиссии ЕС в ближайшие дни. В частности, Комиссию ЕС по энергетике интересует может ли подобный инцидент случится в Европе, особенно учитывая преклонной возраст инфраструктуры в Северном море.

Правительства и нефтяные компании ждут результатов расследования причин аварии на "Deepwater Horizon". Спустя более полутора месяцев после катастрофы никто не может с уверенностью утверждать, что ее причиной стало плохое техническое оснащение BP.

Очевидным для всех стало одно: добыча нефти на шельфе и глубоководное бурение гораздо опаснее для экологии, а главное – гораздо менее изученное дело, нежели традиционные способы добычи "черного золота" на земле. И существующее оборудование вовсе не гарантирует безопасности.

Напомним, 22 апреля на нефтяной платформе "Deepwater Horizon" в Мексиканском заливе, принадлежащей корпорации British Petroleum, произошел взрыв. Тогда погибло 11 человек. 25 апреля поиск пропавших без вести был прекращен. По данным Сената США, общий урон экологии штатов Луизиана и Миссисипи из-за разлива нефти может достигнуть более 10 миллиардов долларов.

Все это время давление на British Petroleum возрастало, общественность и федеральные власти полагают что компания недостаточно следила за безопасностью за Deepwater Horizon и не слишком хорошо руководит спасательной операцией. Президент США Барак Обама поручил своей администрации создать три комиссии для расследования причин и обстоятельств взрыва и пожара на нефтяной платформе "Deepwater Horizon". По итогам расследования British Petroleum могут быть предъявлены обвинения по уголовным статьям.

Общая стоимость нефти, вылившейся в воды Мексиканского залива с начала катастрофы на платформе "Deepwater Horizon", составила более 1,6 миллиардов долларов. Сейчас все надежды по борьбе с фонтанирующей подводной скважиной BP возлагает на установленный подводный купол. В первые три дня после установки купола удалось собрать почти 17 тысяч бареллей нефти. Сейчас с помощью купола откачиваться от 12 до 19 тысяч баррелей нефти в сутки. Инженеры постоянно работают над повышением эффективности его работы. Несмотря на успешную установку купола объем разлившейся нефти столь велик, что собрать ее всю не удастся.  Часть пятна может быть захвачена течением, и к середине лета оказаться у берегов Европы. Ожидающийся в США сезон ураганов также может серьезно осложнить экологическую ситуацию.

Геологическая служба США, проанализировав данные с камер, установленных на дне Мексиканского залива, подсчитала, что до установки нефтесобирающего купола, ежедневно в море выливалось до 6,4 миллионов литров нефти. До этого эксперты службы исходили из объема в 3,2 миллиона литров. Всего с 22 апреля в море попало таким образом около 317 миллионов литров нефти (более 300 тысяч тонн). Спасателям и инженерам BP удалось собрать лишь около 3 процентов от этого объема - около 11,7 миллионов литров.

Еще по теме:

Кевин Костнер поможет BP очистить воду от нефти

Британский концерн BP и знаменитый голливудский актер Кевин Костнер подписали контракт на поставку 32 центрифуг, с помощью которых будет вестись очистка воды Мексиканского залива от нефти. Машины будут введены в строй уже в июне 2010 года.

BP расписалась в халатности

Генеральный директор нефтедобывающего концерна BP Тони Хейворд в своем письме к Конгрессу США признал, что авария в Мексиканском заливе была вызвана цепью конструктивных ошибок. BP намерена создать фонд в размере 20 миллиардов долларов для ликвидации этой аварии.

BP ищет 50 миллиардов долларов для ликвидации аварии

Британский концерн BP пересмотрел размер фонда ликвидации аварии вышки "Deepwater Horizon" в Мексиканском заливе. Ранее компания говорила о 20, а теперь речь идет уже о 50 миллиардах долларов. Чтобы аккумулировать такие средства, BP придется залезть в долги.

BP хочет получить налоговые льготы

Британская нефтедобывающая компания BP намерена получить от Великобритании и США послабления в уплате налогов. До 2014 года компания хочет сэкономить за счет этого до 10 миллиардов долларов, которые пойдут на ликвидацию аварии в Мексиканском заливе и выплату компенсаций.

Америка отказалась от подводного бурения

Министр внутренних дел США Кен Салазар распорядился приостановить на месяц выдачу разрешений на морское бурение по всей стране. Решение связано с катастрофой нефтяной платформы "Deepwater Horizon" в Мексиканском заливе.

British Petroleum грозит экономический крах

Расходы британского нефтяного концерна British Petroleum на устранение последствий аварии его платформы "Deepwater Horizon" в Мексиканском заливе составили уже 760 миллионов долларов. Однако это лишь вершина айсберга финансовых проблем BP.