Почему казанский дракон не ест «мясо тар-тар»
Мигель Бас Фернандес, шеф Восточно-европейского бюро испанского агентства ЭФЭ, один из известнейших иностранных журналистов, аккредитованных в Москве. Недавно он вернулся из командировки в Казань. Итогом поездки стала статья «Казанский дракон нежится под крестом и полумесяцем», вызвавшая оживление в испаноязычной прессе. В интервью нашему агентству Мигель Бас Фернандес рассказал, чего понасмотрелся теплолюбивый испанец в засыпанной снегом Казани
Мигель Фернандес: Меня пригласили выступить в Казани перед пресс-секретарями всевозможных ведомств республики. Перед поездкой я решил выяснить, что такое Казань и Татарстан сегодня. Я с самого начала знал, что РТ — самая богатая и самая развитая из республик России. И к тому же я представлял, что регион хорошо организован, что позволит в ближайшее время говорить о таком явлении как татарский менеджмент. Но что меня удивило. Я, естественно, искал в испанском интернете информацию о Татарстане и Казани и выяснил, что Татарстан практически никому не известен. Он встречается в каких-то наших новостях последних 15-10 лет. В связи появлением в Казани Ельцина во время избирательной компании, потом упоминания появляются о Марате Сафине и футбольном клубе Рубин. И все! Больше о Казани и РТ в испанском интернете ничего я не нашел, несмотря на ту роль, которую Казань играет в России, о чем я говорил выше.
— Позвольте уж Вам не поверить, Мигель, в интернете всегда что-то есть.
Мигель Фернандес: Интернет выдает упоминание о некой Тартарии. Вот это привычно для испанца. Тартарию знают по средневековым картам. Это такая таинственная земля, начинавшаяся сразу за Варшавой и уходящая куда-то к Ойкумене. Еще испанский интернет выдает название блюда «тар-тар» очень популярного в Европе. Это сырой фарш, в который добавляется сырое яйцо, специи и.т.д. Говорят, что рецепт идет от восточных наездников, которые клали мясо в мешочек, потом все это упаковывали под свои примитивные седла и таким образом его отбивали и заодно мариновали.
— Вот видите, а говорите, что испанский интернет беден на упоминания о Казани и РТ.
Мигель Фернандес: Самое главное, что похожей еды в Казани я не нашел. Меня много чем угощали, но только не мясом «тар-тар». Говорят, что нет такого блюда в национальной кухне. А вот в Европе многие убеждены, что Казани и Республике Татарстан так питаются. На самом деле, испанцев многое бы удивило в Казани. Например, национальные сладости — такие же, как в Стамбуле.
— Даже боюсь спрашивать, что еще удивило испанца в Казани?
Мигель Фернандес: Я приехал в Казань и больше всего удивился тому, что этот туман, в котором прибывает Казань и РТ для остального мира, во многом формируется в самой Казани и республике. По крайней мере, в Казани его никто не собирается рассеивать. Кажется, что в Казани не очень хотят, чтобы о ней знали в Европе. Мол, мы сидим себе в нашем городе и нам хорошо. Но при этом нам очень приятно, если выясняется, что кто-то про Казань что-то знает. Весьма своеобразная позиция, если не сказать странная. У Казани, насколько я знаю историю России, непростые отношения с Москвой. Я бы даже сказал, несколько ревнивые, но, по-моему, позиция, выбранная Казанью, уже устарела. Казань ведь неслучайно третья столица России. Это геополитический гвоздь: вытащи его и не бывать России. Евразийская столица непременно должна была появиться у России. И никто кроме Казани, не мог претендовать на этот статус. Она соединяет христианские и мусульманские России. Будущее России именно в Казани. У Испании есть похожее место на карте. Это Кордова. Там тоже сплелись христианство и ислам. Для России гибельно противопоставлять эти культуры. И сейчас это особенно очевидно. Мне совершенно ясно, что России очень важно на государственном уровне заниматься распространением опыта нажитого в Казани. Этот клад дорогого стоит.
Не менее важно продвижение Казани и РТ в российских и мировых медиа с экономической точки зрения и с позиций бизнеса. Слишком крупные предприятия, слишком большие масштабы и задачи, они экономические не сочетающиеся с местечковыми понятиями о том, что пиар — признак дурного тона. Нельзя продолжать стесняться говорить, например, о том, что «АКДОВ» — это казанская водка. Или что КаМАЗ – это татарстанское предприятие. Нельзя стесняться говорить о том, что у тебя есть хорошее и эксклюзивное. Как, например, потрясающее впечатление, когда после азана с минаретов по городу плывет колокольный звон с христианских церквей. Это никто же не отберет. Надо превращать Казань в бренд.
— Как Вы нашли Казань, учитывая, что это столица Универсиады и один из городов Мундиаля?
Мигель Фернандес: Меня удивило, что Казань уже практически готова. До Универсиады, по российским понятиям, осталось еще много времени. А почти все объекты уже возведены. Если мы поедем в Сочи, то увидим только строительные площадки. Это другой подход и мне он понравился. Хотя, конечно, еще очень много надо сделать. Причем в основном с точки зрения менталитета. И если мы говорим о продвижении Универсиады, то надо использовать китайский опыт. В Китае провели колоссальную государственную пиар- компанию Олимпиады, но не в других странах, а внутри Поднебесной. В КПК решили, что китайцев нужно отучать плеваться на улицах, потому что для приезжих это жуткая дикость. Эту компанию можно было бы провести втихую, так бы, наверное, в сегодняшнем Татарстане и поступили. Напрягли бы каждого: вот ты только попробуй плюнуть и увидишь, что с тобой будет! А можно так, как решили сделать в Китае. Громогласно объявили о начале всемерной кампании по борьбе с плевками на улицах. Удивительно, но в Китае добились заданного результата. Китайцы перестали плеваться и этот факт в Китае стали преподносить как свое достоинство. Вот, мол, мы какие крутые, даже народ плеваться отучили. Отрицательный элемент пиара превратили в положительный. Гениально!
Я не утверждаю, что казанцы сплошь и рядом плюются на у лицах, но есть множество дефектов от которых можно не только избавиться, но и пропиариться. Вот это я имел в виду, когда говорил, что осталось еще много над чем работать. У Казани есть практически все, что можно превратить в бренды. Например, любого испанца сейчас спроси о российском футболе и он сразу же назовет ФК Рубин. Не ЦСКА и Зенит, а именно Рубин. А что напрямую у испанца ассоциируется с Рубином? Четки! Уверен, что среди болельщиков, которые приедут на Мундиаль из Испании, будет достаточно желающих приобрести такие же четки как у Бердыева. Было бы желание найти свои «фишки» да свежий взгляд.
— Что еще осталось в памяти горячего испанского журналиста после посещения зимней Казани? Отсутствие в казанских ресторанах паэльи?
Мигель Фернандес: Снег, который почти не чистят, и то, что никто из горожан не возмущается. Наверное, знают, что к лету растает, поэтому спокойны. А, если серьезно, то зайду издалека. Если бы кто- нибудь меня бы спросил, как коротко охарактеризовать Москву архитектурно, я бы сказал, что это поле тысячи битв. Каждый следующий победитель опрокидывал предыдущего и насаживал, строил что-то свое. Везде видны следы былого. А над ним построено что-то новое. И все хаотично. В Казани все иначе. Огромные пласты и куски истории. Это капитал, который надо использовать. Казань для России могла бы быть тем, чем является сейчас Прага для Европы. Еще одна перспектива дохода для Казани — это кино, следы которого сейчас в городе практически незаметны. Я, конечно, слышал о местных кинематографистах, но они слишком национальны. Казанскому кино надо выходить сначала на российский уровень, а потом ставить и более высокие задачи. У Казани отличные возможности для кинематографа. Площадка, на которой можно снимать все, что душе угодно. Как в Стамбуле в котором есть и европейская буржуазность и восточная роскошь. Вполне есть смысл рассчитывать в качестве бизнес проекта на создание масштабной студии, куда будут приезжать со всей России, чтобы снимать кино. Но все происходит с точностью наоборот. Потому что у казанцев есть какая-то наработанная веками осторожность. Но её надо преодолевать. Вот свежий пример с фильмом «Сокровища озера Кабан», который скоро будут снимать Казани. Это очень интересный проект. Можно отлично пропиарить Казань, привлечь туристов в город, во многом неизвестный даже в России, не говоря уже о Европе.
Россияне ездят в Питер отдыхать, по Золотому кольцу путешествуют, а то, что Казань красивый, самобытный город, и Восток и Европа в одном флаконе, да еще в пределах досягаемости — это почти никому не известно. Вот если бы в Казани снимали кино, которое показывало бы историю, соединившую русских и тата, как это заявлено в фильме «Сокровища озера Кабан». Сколько бы открытий для себя бы сделали россияне! Вот такое кино нужно Казани. Но что любопытно. Создатели фильма раньше на свою идею нашли отклик в Москве, чем в Казани. Москве кино о Казани нужнее чем самой Казани?! Вот это парадокс! Вот это осторожность! Вспомнить хотя бы, сколько же народу рвануло в свое время в Баку, когда всем сказали, что на улочках старого города снимали «Бриллиантовую руку»! И сколько бы приехало в Казань гостей, если бы в Казани сняли хорошее кино! Удачные фильмы, как ничто другое, способствует узнаваемости города.
Надо же казанцам свою прямую экономическую выгоду различать. Даже в таких, не изученных прежде ими, проектах как кино. Вот это было бы, как говорят мои русские приятели из Госдумы «по-государственному». Видимо, в Казани еще не ощущают себя столицей в полной мере. При их-то возможностях и предпосылках. Вот это по -настоящему удивляет. Во всяком случае, в Мадриде моего босса. Хотя меня в России в последнее время сложно чем-то удивить, тем более после посещения Казани — поистине города контрастов.