Jardine Lloyd Thompson объявила войну сомалийским пиратам

Компания Jardine Lloyd Thompson Group, зарегистрированная на Багамских островах и имеющая штаб-квартиру в Гонконге, ежегодно страхует до 15 процентов всех морских перевозок в мире. С этого года страховщик намерен сопровождать торговые суда при прохождении через Аденский залив, Аравийское море и часть акватории Индийского океана. Именно Аденский залив в настоящее время является одной из зон, где сомалийские пираты действуют наиболее активно. Ежегодно по этому маршруту проходят порядка 30 000 транспортных судов. Проект получил название Convoy Escort Program. Сейчас Thompson Group пытается привлечь на свою сторону другие страховые и транспортные компании.

Для организации своего флота компания заключила соглашение с частной охранной фирмой BTG Global Risk Partners, основатель которой отставной майор канадской армии Лайам Моррисси, является главным консультантом проекта. Бюджет проекта засекречен. Согласно плану Thompson Group, катера будут вооружены крупнокалиберными пулеметами, а их команды будут набраны из бывших военнослужащих армий Великобритании, Южной Африки, Австралии и Новой Зеландии. Предполагается, что катера будут координировать свои действия с кораблями международных сил США и Европейского союза.

Напомним, морское пиратство обходится мировой экономике в 7-12 миллиардов долларов ежегодно. Согласно отчету американского фонда One Earth Future, страхование на случай нападения пиратов обходится индустрии морских грузоперевозок в сумму до 3,2 миллиардов долларов в год и еще 2,95 миллиардов долларов стоит перенаправление маршрутов вокруг мыса Доброй Надежды (этот маршрут удлиняет плавание судна из Европы в Китай на 10 дней в среднем).

Средняя сумма выкупа, который выплачивается в случае захвата судна пиратами, с 2009 по 2010 год выросла с 3,9 до 5,4 миллионов долларов. Самый крупный выкуп в 9,5 миллионов долларов был выплачен за освобождение южнокорейского супертанкера Samho Dream и его команду из 24 человек. Samho Dream был захвачен в начале апреля 2010 года. В его емкостях находилось 2 миллиона баррелей иракской нефти, предназначавшейся для США. В 2009 году сомалийские пираты заработали на выкупах 39 миллионов долларов, а в 2010 году они практически удвоили свои заработки. В прошлом году им удалось захватить 49 судов и более 1 тысячи моряков в плен.

Карта активности пиратов в мире. Фото: VDR

В последнее время пираты, действующие с территории Сомали, значительно расширили зону операций и теперь угрожают маршрутам в Аравийском море и Индийском океане, действуя практически в любую погоду. В нынешнем году было захвачено уже три супертанкера, что является своеобразным рекордом. По оценке Международного морского бюро в Лондоне, в начале 2011 году пиратство достигло самого большого размаха в истории. В первом квартале нынешнего года по всему миру было зафиксировано уже 142 нападения на торговые суда, 97 из них были совершены сомалийскими пиратами. За аналогичный период 2010 года было совершено лишь 35 нападений.

По словам главы Ассоциации независимых владельцев танкеров Джо Анджело, пиратство практически полностью вышло из-под контроля. Если ситуацию не исправить, поставки нефти и других ресурсов в страны Европы и США окажутся под угрозой. Ряд транспортных компаний уже начали нанимать на борт частных охранников для защиты от нападений пиратов, однако подобная практика не допускается нормами Международного морского бюро.

Несмотря на то, что Convoy Escort Program пока не получил одобрение Европейского союза, проект может начать действовать уже в нынешнем году. В настоящее время военные корабли стран Евросоюза действуют в Аденском заливе как часть международных сил по борьбе с пиратством. Однако пока не ясно, под каким флагом и в рамках чьего правового поля будет действовать частная флотилия.

Сомалийские пираты. Фото: Reuters