То яма, то выбоина. Протяженность отремонтированных дорог в Петербурге остается на уровне 2013 года

В поздравлении петербургских дорожников с профессиональным праздником 16 октября губернатор Александр Беглов отметил, что важно сохранить высокие темпы ремонта и строительства автомагистралей, а также «уделить особое внимание качеству и обеспечению надежности дорожно-транспортных объектов». По словам главы региона, это напрямую оказывает влияние на повседневную жизнь мегаполиса, удобство передвижения жителей и гостей Санкт-Петербурга, безопасность водителей и пешеходов. При этом на текущий момент многие участки дорог общего пользования в Северной столице находятся в ненормативном состоянии и на протяжении последних нескольких лет ситуация в сфере дорожного хозяйства города фактически остается без изменений.

Системная проблема

На текущий момент на городском портале «Наш Санкт-Петербург» насчитывается более 2,6 тысячи необработанных обращений касательно неудовлетворительного состояния уличного дорожного покрытия. Граждане жалуются на большое количество различных дефектов, таких как выбоины, ямы, трещины, колейность и прочие.

Рассмотрение представителями профильных ведомств Смольного каждой конкретной проблемы и ее устранение порой занимает очень много времени — недели, а порой и месяцы. Кроме того, в большинстве случаев качество выполненных коммунальными предприятиями работ оставляет желать лучшего. Нередко граждане обращаются к чиновникам повторно, поскольку дорожники далеко не всегда придерживаются технического регламента, что приводит к проседаниям асфальтового покрытия и образованию провалов. На многих нуждающихся в полноценном ремонте участках проводится лишь так называемый ямочный, а некоторые и вовсе остаются без внимания чиновников.

Ранее заместитель председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга Александр Богданов отмечал, что вся документация по повреждениям дорожного покрытия поступает в Комитет по благоустройству, а затем в зависимости от числа выявленных гражданами дефектов распределяется в порядке приоритета. При таком подходе городского правительства к решению проблемы разбитых дорог не позволяет оперативно реагировать на заявки. В ряде районов дороги общего пользования по долгу остаются без ремонта, так как в профильных ведомствах посчитали «некритичными» повреждения. Наглядным примером является участок возле дома № 10 по улице Заречной в Выборгском районе, где ямы разрослись до внушительных размеров. Фотографии слева сделаны в более ранний период, справа — текущее состояние дорожного полотна.

Схожая ситуация наблюдается на участке дороги возле дома № 7 по улице Электропультовцев в Красногвардейском районе Петербурга.

Несбыточные планы

По словам Александра Беглова, в 2024 году необходимо достичь показателя по приведению не менее 85% дорожной сети Санкт-Петербурга в нормативное состояние (без ям, трещин и прочих дефектов). Однако текущие темпы вряд ли позволят осуществить планы градоначальника в обозримой перспективе. По состоянию на 1 января 2022 года суммарная протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Северной столице составляла, по официальным данным, 3,4 тысячи км. Из них только 68,7% (2,4 тысячи км) находились в нормативном состоянии. По данному показателю город остался на уровне 2013 года, когда процент дорог, находящихся в нормативном состоянии, составлял 68%.

Причиной отсутствия развития по данному направлению являются крайне низкие темпы приведения городских автомагистралей в нормативное состояние. Причем на это не повлияло даже участие Петербурга в реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», на который выделяются солидные средства. Так, в 2021 году сумма составила 5 млрд рублей, из которых 1 млрд выделен федеральным центром.

При столь медленных темпах приведения региональных дорог в нормативное состояние Санкт-Петербург занял лишь девятое место среди других субъектов Российской Федерации по доле дорог, отвечающим нормативным требованиям. Причем ряд регионов, которым город на Неве уступил по качеству дорожной сети, располагают меньшим бюджетом и при этом имеют большую общую протяженность автомагистралей.

Показатели бюджета, протяженности и нормативного состояния автодорог субъектов РФ и Санкт-Петербурга (расчет по данным Росавтодора по итогам 2021 г.)

Например, протяженность автодорог Московской области в четыре раза выше, чем в Петербурге, а бюджет Ставропольского края в шесть раз меньше. Несмотря на это, в данных двух регионах процент дорог в нормативном состоянии выше, чем в «культурной столице» России — 71,2% и 78,4% соответственно.

Несогласованность ведомств Смольного

На данный момент в Петербурге продолжается разделение зон ответственности по контролю за состоянием дорожной сети между тремя профильными ведомствами Смольного. Так, Комитет по развитию транспортной инфраструктуры занимается строительством и плановым ремонтом дорог. В зону ответственности Комитета по благоустройству входит содержание и проведение ямочного локального ремонта, а также устранение аварийных дефектов асфальтового покрытия и уборка. Комитет по строительству занимается возведением некоторых объектов дорожной сети. Такое распределение создает определенные сложности в виду малоэффективного межведомственного взаимодействия.

За более чем три года губернаторства Александра Беглова системная проблема некачественных поврежденных автомагистралей остается нерешенной. Отсутствие улучшений при достаточно внушительном финансировании вызывает немало вопросов как у простых петербуржцев, так и у многих экспертов. При сохранении текущего подхода представителей Смольного к решению вопросов в городской сфере дорожного хозяйства второй по численности населения мегаполис России рискует и дальше терять позиции в сравнении с другими регионами страны, превращаясь в «захолустье» с разбитыми покрытыми ямами дорогами.