К экономике потребления

Большой интерес у экономически подкованной публики вызвал краткий пост профессора Сонина:
http://ksonin.livejournal.com/377842.html

Там комментарии интереснее даже читать.

И главная мысль у многих (в т.ч. косвенно и у самого Сонина) — 120 лет индустриального рывка не только так и оставили Россию страной вечного догоняющего развития, но, что более главное — сверхнапряжение 4-5 поколений россиян лично им почти ничего не дали.

Если совсем по-простому. На протяжении 100 лет россияне имели сверхнизкое потребление (барак, пайка и две пары штанов), а страна в целом — громадные инвестиции (капвложения), а позже и высокую норму сбережений (у населения; «сожжённые Гайдаром» сотни миллиардов вкладчиков Сбербанка все помнят).

В нормальной стране такой сверхнапряжённый труд 4-5 поколений со сверхнизким потреблением привёл бы к тому, что сегодняшние поколения жили бы как среднестатистические европейские нации-рантье — типа финнов или каких-нибудь португальцев (стартовавшие 100-120 лет назад с точно такой же низкой точки, как Россия). Но ничего этого нет. Среднестатистический россиянин беден, плох здоровьем, маломобилен и не имеет никаких перспектив сам, своими усилиями, изменить это когда-либо.

Отсюда — абсурдными выглядят завывания имперцев (это и часть путинистов, и часть КПРФ, и часть директората) и сырьевых либералов (все помнят о прохоровской 60-часовой рабочей неделе) о «новой индустриализации», «нам бы поднапрячься», «надо как в Китае» и т.п.

Увы, дураков больше нет. У среднест.россиянина, к которому обращён этот призыв, перед глазами его родители или дед с бабкой, которые за такой каторжный труд получили нищенскую пенсию в 200 евро и конуру в панельной хрущобе (а ныне даже хрущобы не обещают, а только выход на пенсию после смерти). 120 лет россиян завлекали «счастливым будущим», и на обман этой завлекаловки рассчитывать верхи больше не могут.

Такой среднест.россиянин лучше будет сидеть охранником в будке или даже резать цветмет. «Хватит, напахались!» И осуждать их за это нельзя. Потому что перед его глазами не только родные нищие старики, но и тот же финн с португальцем, который ровно за такой же труд получает минимум в 3 раза больше. Да ещё и живя в более гуманной системе.

И единственный шанс сегодня запустить экономику — это не новые ГЭС, заводы машиностроения, НПЗ и химкомбинаты, а накачка потребления. Много ли заводов в той же Португалии, шахт и прочих химкомбинатов? Или даже науки и высокотехнологичных производств? Зато минимальная зарплата там 485 евро (профсоюзы ведут с правительством переговоры, чтобы повысить до 500 евро), а в России — 115 евро, или в 4 с лишним раза меньше.

Много раз писал, почему важен вэлфер (назовите по другому — пособие по вечной безработице), высокий МРОТ. Не только потому, что это гуманно в для белых людей в обществе, построенном на иудеохристианских принципах. Но это и мощный рычаг для поднятия зарплат в целом по экономике. В каком-нибудь моногороде, где у человека нет другого пути, как плавить алюминий на заводе олигарха за 15 тыс. в месяц, капиталист впредь не найдёт себе работников на такую низкую зарплату — и ниже МРОТа нельзя платить, и люди на вэлфере в 350 евро здраво решат, что лучше они будут играть в городки или ковыряться на огороде, чем соглашаться на ЗП, которая выше пособия всего на 100-150 евро.

А дальше и капиталист решит (когда увидит, что дураков больше нет работать у него за копейки), что рентабельнее модернизировать производство, оставив 20% работников — но с высокими ЗП, как на таких же алюминиевых комбинатах где-нибудь в Австралии (где ЗП рабочего — от 2000 евро и выше). При этом он сохранит и привычную ренту.

Высокие МРОТ, вэлфер и вообще высокие зарплаты важны и потому, что они раскручивают потребительскую экономику. Медсестра с зарплатой в 800 евро, учитель и лесник — с 1500 евро, врач с 2500 евро, и т.д. — это не нагрузка на бюджет, как втирают нам мозги либералы. Это основа потребительской экономики. Потому что эти врач, лесник и учитель понесут эти деньги в магазин и возьмут ипотеку. А потом затеют ремонт и полетят на отдых в Турцию. А затем наконец-то пойдут к стоматологу.И всё это вызовет к жизни новые магазины, пищевые производства и заводы стройматериалов, кабинеты стоматологов, ветеринаров и нотариусов, фирмы-перевозчики и склады, отделения банков и театры, и т.д. И это по новому кругу даст новые рабочие места с высокими зарплатами (мы помним о МРОТ португальского уровня в 485 евро). А лет через 20 все эти люди смогут рассчитывать, что их пенсия будет как минимум 500-600 евро в месяц.

И когда-нибудь в России построят алюминевый завод и новую ГЭС — но не для экспорта произведённого металла (и субсидируемого ГЭС, с себестоимостью киловатта в 40 копеек), а рассчитанного на разбогатевших обывателей, с их потребностью в отделочных конструкциях или пищевой фольге.

В общем, это всё прописные истины, по которым функционируют экономики белых стран.

И главный вопрос в России сегодня — вовсе не политические свободы или произвол служило-карательного сословия. При увеличении среднего класса ордынский авторитаризм начнёт отмирать сам — это неизбежный процесс для всех белых стран. В Блоге Толкователя об этом:
Американский политолог Пшеворский установил закономерность: устойчивая демократия наступает при 13-15 тыс. долларах подушевого ВВП. Формально в России достигнут этот уровень. Но большинство субъектов РФ находятся на уровне развития Иордании или Шри-Ланки, а наступление демократии возможно всего в 5-6 регионах.

Главный вопрос — это справедливое перераспределение сырьевой ренты и резкий рост зарплат и социальной помощи.

На самом деле, уверен, в Кремле понимают, что рост благосостояния народа — это самый главный кошмарный сон для Системы. Бедный человек не может быть свободным.