Хроники Мордора

Оказался волею судеб в одной из самых исконно-посконных русских областей, в крохотном городке, название которого никогда прежде не слышал. Замечателен городок лишь тем, что здесь тоже есть Комбинат, купленный по случаю одним из крупных российских холдингов — и, значит, тоже понадобились мои услуги промышленного социолога.

Место посреди лесных топей, абсолютно безликое, с серыми никакими бараками и двух- трехэтажками советского типа, бестолково раскиданными на широком пространстве. Целыми днями идет дождь, кругом стандартная российская нищета, разбитые дороги. То есть место, по идее, мрачнейшее… Если б не люди. Все-таки люблю я наших людей — какую-то они вызывают добрую и щемящую тоску. Нету в них зла, черт возьми! Так вот пообщаешься с народом на трех фокус-группах подряд, поужасаешься с ними, повеселишься — а потом только и думай вечерами: что у нас как-то всё так нескладно как-то? Черт его знает, не поймешь: то ли это у нас такая жизненная стойкость, то ли полная бехребетность.

Работают люди — в основном женщины — по 12 ч в день за 8-10 тысяч в месяц, днями и ночами. Я спрашиваю — а чего ж вы на комбинат идете? Неужто другой работы нет?

А нету, говорят. У частников в торговле вообще никаких гарантий, а в муниципальных учреждениях — детские сады, школы, конторы — нынче совсем нет стабильности: там денег не платят.

Не знаем, — говорят, — про стабильность, но в местных и федеральных, и муниципальных учреждениях городка задержки по зарплате составляют 2-3 месяца (тут все женщины согласно кивают). Некоторые вообще с начала года деньги (те же 5-6 тыс. в месяц) только по суду и выбивают. Получат исполнительный лист из суда — и получают, как раз с опозданием до полугода.

Неожиданное открытие. Кончаются, значит, деньги у муниципалов, вообще в провинции. Круто. Даже год выборов не помогает.