Миллион обещаний

На прошедшем Петербургском экономическом форуме Медведев выступил перед инвесторами с огромным количеством обещаний и предложений по улучшению жизни в стране. Тут вам и децентрализация власти, и частичный переезд столицы на территорию Московской области, и предложения по судебной реформе, и прекращение политики государственного капитализма, и снижение налогов, и новые меры по борьбе с коррупцией и, конечно же, было много слов про “модернизацию”.

Стоит отметить, что в этот раз Медведев частично ушел от риторики Капитана Очевидность, заговорив о действительно полезных мерах. Все эти изменения были многократно поданы под соусом “Мой выбор”, т.е. как личный выбор президента, как путь, который он якобы видит для России и готов осуществлять всеми силами. Но при всём при этом он не смог даже заявить о том, что намерен баллотироваться на следующий срок. Это выглядит даже не смешно, а жалко. Каков прок от предложений провести десяток реформ, если ему не хватает сил (или права) даже заявить о том, что он готов над этим работать? Нечего и говорить о том, что невозможно за оставшиеся ему полгода провести, например, судебную реформу или хотя бы закончить смену вывесок в милиции.

Если бы Медведев реально проводил те реформы, о которых рассказывает все последние годы, то он был бы прекрасным президентом и вошел бы в историю, если уж и не великим реформатором, то сильным президентом. Но на деле Медведев не только бездействуют, но и полностью противоречит своим же обещанием. С таким подходом ему уже давно уготована память марионетки. Возьмем конкретные примеры.

Принято решение о снижении максимальной ставки обязательных страховых взносов со следующего года с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса в производственной и социальной сфере – до 20 процентов.

Под риторикой снижения налоговой нагрузки Медведев пытается скрыть её повышение. В прошлом году он согласился с повышением социальных налогов до 34%, а теперь рассказывает о том, как сильно он постарался для того, чтобы немного снизить их обратно. “Мой выбор” президента почему-то лихорадит из стороны в сторону. Если есть стремление к снижению налогов, так зачем было их поднимать в прошлом году? Или выбор вдруг резко изменился?

Есть много способов снизить социальные налоги или повысить их собираемость. Например, можно было бы создать реальную накопительную пенсионную систему, но пенсионная реформа провалена, а граждане не верят в гарантии государства о светлом будущем к старости. Платить 34% в таких условиях оказывается нецелесообразно. Можно было бы и избавиться от регрессивной системы налогообложения, когда учителя и врачи платят налоги по максимуму, а богачи – по минимуму, экономя деньги на строительстве коттеджей. Систему, в который бедные оплачивают содержание бедных же пенсионеров, иначе, как идиотской, не назовешь. Но и этот нюанс не волнует президента с его “выбором”. Вот только и остается, что играть с цифрами, в надежде выдоить из коровы дополнительные миллилитры молока.

Требуются дополнительные шаги по повышению качества работы нашей судебной власти. В этой сфере немало проблем, о них много пишут. Мы сами их отлично знаем – и не только знаем, но и способны с ними разбираться самостоятельно, без внешней помощи. И я уверен, что, прежде всего. это сделает само судейское сообщество.

Как показывает практика, на протяжении все своей истории Россия так и не сумела создать справедливый суд даже по банальной уголовщине, не говоря уже о возможности объективных разбирательств по громким политическим делам или по крупным финансовым вопросам. Медведев, недавно открывший для себя процент обвинительных приговоров в российских судах, теперь уже уверен, что способен справится и с этой проблемой.

Для борьбы с предвзятостью судей и тотальным количеством обвинительных приговоров необходимо развивать институт суда присяжных. Так, чтобы в год из миллиона поступающих дел они рассматривали значительную или большую часть, а не жалкие несколько сотен дел. Необходимо добавить в суды реальную состязательность, а не штамповать приговоры под копирку прокурорских обвинений.

На деле Медведев не только не поддерживает развитие судов присяжных, наоборот, он планомерно ограничивает их полномочия. Например, за первые три месяца 2009 г. суды присяжных оправдали всего-навсего 40 человек (из 242-х), но Медведев, видимо, углядел в ком-то из этих сорока человек истинного преступника и расстроился, поэтому далее в ход пошли законопроекты о запрете на рассмотрение судом присяжных дел о гостайне, шпионаже, терроризме и даже ОПГ.

Впрочем, Медведев демонстрирует и точечные плевки в сторону судейского сообщества. Например, Конституционный суд и так частично формируется президентом напрямую, но раньше попавшие в него судьи сами выбирали себе председателя Конституционного суда. Теперь же назначение и на эту должность происходит президентом напрямую. Стоит напомнить, что в России президентом лично назначаются судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, а также судьи (в том числе председатели, заместители председателей) районных судов. Но и этого мало, надо было унизить еще и Конституционный суд. Едва ли любовь к назначениями и принятие такого закона похоже на веру Медведева в способность судейского сообщества к самоуправлению. Зато это отлично показывает, что вопреки Конституции и принципу разделения властей, судебная система в России – лишь продолжение исполнительной.

В ближайшее время я создам специальную рабочую группу высокого уровня, которая подготовит предложения по децентрализации полномочий между уровнями власти, прежде всего в пользу муниципального уровня, включая вопросы соответствующей корректировки национальной налоговой системы и принципов межбюджетных отношений.

Было бы прекрасно, если бы подоходный налог, оплачиваемый местным населением, в первую очередь шел именно на нужды этого самого населения: на местные школы, детские сады, дороги и прочую инфраструктуру, правоохранительные органы и т.д. Такая политика в значительной мере стимулирует и выплату налогов, и облегчает контроль за расходом средств. Муниципальные выборы при этом становятся для местных жителей действительно важным событием, если не определяющим.

На деле же полномочия в муниципалитетах передаются федеральным партиям, читай – жуликам и ворам. Связано это с тем, что Медведев подписал закон о новом порядке проведения муниципальных выборов. Отныне не менее половины мест должны быть отданы под партийные списки, оставшаяся часть может быть добрана через самовыдвиженцев. Таким образом местные жители теряют возможность управлять местными делами, ведь для участия в местных выборах кандидатам необходимо вступить во всероссийскую партию. А создавать региональные партии в России нельзя, для сравнения, Петербург, имея население в 5 млн. человек, не имеет ни права регистрировать региональные партии для участия в питерских же выборах, ни права выбирать мэра или глав муниципалитетов, тогда как в соседней Финляндии, с таким же населением, существует полноценная многопартийная политическая система и множество выборных должностей. Благодаря Медведеву, жулики и воры теперь будут занимать не только все места в Госдуме и региональных парламентах, но и во всех муниципалитетах, до которых еще не успели добраться.

Исчезло в России и такое понятие, как муниципальная полиция. Опять же, благодаря Медведеву, всё финансирование и всё управление всей правоохранительной системой полностью переводится на федеральный уровень. Как бы ни мечтали муниципалитеты иметь прекрасную полицию, у них нет и не будет права ни платить полиции зарплату, ни уволить коррумпированное местное полицейское начальство.

Похожи ли подобные изменения на распределение полномочий в сторону муниципалитетов? Отнюдь, Медведев и в этом случае всё делает с точностью, до наоборот.

Удавка на шее коррупционеров должна сжиматься постоянно и неумолимо. В этом солидарно всё российское общество без исключения. Но коррупционные нарушения очень трудно выявлять, существующий порядок уголовного преследования коррупционеров весьма сложен и медлителен, его следует сохранить хотя бы для того, чтобы чёткие гарантии были на случай необоснованных обвинений, которых, к сожалению, тоже происходит немало.

Искренне верю, что Медведев сделает всё, чтобы коррупционеров и дальше нельзя было привлечь к ответственности. А то ведь можно и самому задохнуться от этой удавки.