Приморский край: ненужный форпост России

Федеральные и краевые власти полагают, что после проведения саммита стран АТЭС во Владивостоке в 2012 году, на который будет потрачено свыше 620 миллиардов рублей, Приморье превратится в оазис благополучия на Дальнем Востоке. Эксперты рисуют более пессимистичные картины.

Дальний Восток России уже более 20 лет является зоной социально-экономического бедствия, которое в каждом регионе проявляется по-своему. Блог Толкователя уже рассказывал о ситуации в Магаданской области и Камчатском крае, которые страдают от обезлюживания и отсутствия экономических перспектив, а также о Сахалине, который мог бы при нормальном управлении стать русским «кувейтом».

Негативные демографические процессы за последние 20 лет не обошли стороной и Приморье. Но упрекнуть в этом сложные климатические условия или транспортную недоступность сложно – по сравнению с Колымой или Камчаткой регион выглядит более удачно в плане коммуникаций, а его климат, конечно, нельзя сравнить с расположенным на одной широте Сочи, однако он существенно мягче, чем на северо-востоке ДФО.

Тем не менее, если в 1992 году в Приморском крае жило 2,36 миллионов человек, то по данным переписи 2010 года, его население составило 1,95 миллионов человек (минус 14%). Население Владивостока, который до 1992 года вообще был «закрытым» городом, (без учета гастарбайтеров) с 1992 по 2010 годы снизилось с 648 до 584 тысяч человек. Впрочем, Приморье по-прежнему остается самым населенным субъектом федерации на Дальнем Востоке – здесь живет каждый третий житель Дальневосточного федерального округа (ДФО).

С 2006 года в краевой администрации, а затем уже и с участием властей округа и федерального центра была разработана программа развития Владивостока до 2020 года. Собственно, ключевым пунктом в ней был саммит стран-участниц АТЭС, который второй президент России Владимир Путин предложил провести на захламленном и лишенном какой-либо инфраструктуры острове Русский вблизи Владивостока. Это при том, что в самом Владивостоке за последние 20 лет не было сделано никаких инвестиций в коммунальную сферу.

В городе отсутствует ливневая канализация, дороги разрушены, износ инженерных сетей составляет 80-90%, нет очистных сооружений, из-за чего владивостокские бухты превратились в настоящие помойки, а уровень загрязнения атмосферы превышал стандартно все нормативы. За последние 20 лет в крае не возникло никаких новых производств, а сам регион прославился на всю Россию разве что взрывами военных складов, катастрофическими авариями на водопроводе, дикой коррупцией и высокой даже по российским меркам криминальностью. Никаких новых видов бизнеса кроме как вывоза леса-кругляка и реэкспорта подержанных японских иномарок в Приморье за это время так и не родилось.

Не привлекает Владивосток и иностранных туристов. Во-первых, из-за отсутствия туристической инфраструктуры (в городе банально нет приемлемых гостиниц), во-вторых, из-за высокой криминогенности, а в-третьих – из-за высоких цен на отдых. В 2007 году Владивосток посетило всего 75 тысяч иностранных туристов, рекордным до сих пор является 2004 год – тогда в столицу Приморья приехало почти 140 тысяч туристов из-за рубежа. В тоже время ежегодно более 750 тысяч жителей Приморского края выезжают на отдых, лечение, образование за рубеж – преимущественно в Китай, а также в Тайвань, Южную Корею и другие государства. И ежегодно этот поток туристов приносит сопредельным государствам до 400 миллионов долларов.

Не идут в Приморье и иностранные инвестиции. К примеру, в первом квартале текущего года из 339 миллионов долларов иностранных капиталовложений (в основном из Великобритании и Нидерландов) в экономику ДФО, на долю Приморья пришлось всего чуть более 24 миллионов долларов. Если же исключить траты федерального центра на подготовку саммита АТЭС, то окажется, что Приморье банально никому не нужно.

Сейчас малый бизнес покидает Владивосток, перемещаясь отчасти даже за границу, в китайский город Суйфеньхэ, а также в райцентры Приморья – Артем, Находку, Шкотово. Там проще решать вопросы с его ведением и меньше аппетиты коррупционной «вертикали». Бежит из города и население. По словам мэра Владивостока Игоря Пушкарева, неофициальные темпы «оттока» населения из города составляют до 5-10 тысяч человек в год (официально фиксируется лишь около 1-2 тысяч человек). Многие из них продолжают числиться в столице Приморья, но уезжают часто жить в соседний Китай, где стоимость жизни в 2-3 раза ниже. По мнению Пушкарева, при таком раскладе к 2020 году в Владивостоке будет жить не более 400-450 тысяч человек (без учета гастарбайтеров).

Несмотря на все это, Кремль продолжает рисовать «бодрые» планы в отношении Владивостока и Приморья. Считается, что Владивосток станет одним из «медведевских» мегаполисов (проект «Большой Владивосток), а к 2020 году его ежегодно будут посещать до 3 миллионов иностранных туристов, а население города каким-то образом вырастет до 1,5-2 миллионов человек. В конце 2010 года Владивосток наградили даже званием «города воинской славы».

Насколько это поможет умирающему региону, сказать сложно. По последним опросам в крае, 64% молодых людей в возрасте до 21 года намерены уехать из Приморья. В 2010 году край официально покинуло около 7 тысяч человек, а в первом квартале 2011 года – уже 3 тысячи человек.

По мнению экспертов, Кремль не знает, для чего ему Приморье и что с ним делать. Как пессимистично заявлял в 2008 году Игорь Пушкарев, согласно «негативному» сценарию, «в политическо-правовом отношении, Владивосток, равно как и всё российское Приморье в целом, будет оставаться на положении «дальней заграницы». У российского федерального центра и бизнеса нет и в обозримом будущем не будет ресурсов для активной игры в регионе. Индустриально-сырьевая ориентация региональной экономики, навязываемая сегодня слабому региону слабым центром не имеет никаких перспектив. Сам факт наличия такой стратегии служит серьёзным аргументом в пользу тех, кто рекомендует обходить Владивосток стороной«.

В пользу такого сценария склоняется и директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Александр Латкин. По его мнению, строительство объектов коммерческой недвижимости во Владивостоке может быть бесперспективным, поскольку тенденции оттока населения из города перечеркнут все надежды инвесторов.

Вот и подумайте, или Владивосток – миллионник, или, как задумывали наши предки, это город с населением 340 тысяч человек, потому что больше людей здесь жить не может в силу ограниченности ресурса, – заявил он недавно на круглом столе «Девелопмент и профессиональное управление объектами коммерческой недвижимости», организованном во Владивостоке Дальневосточной гильдией управляющих и девелоперов.

Как считает Пушкарев, в случае пессимистичного сценария, Приморью в ближайшие 10-15 лет грозит роль славянского анклава на азиатском Дальнем Востоке, рост межнациональных противоречий, эскалация радикальных группировок.

Владивостоку в этом смысле будет отведена роль некой «буферной зоны», где представители беднеющего и вымирающего русскоязычного населения будут проходить «карантин» перед ассимиляцией его Китаем, – пояснил он.

Как полагают эксперты, вдохнуть жизнь в Приморье можно было бы за счет упрощения процедур ведения бизнеса, введения принципов открытой экономики, привлечения в регион крупных отельеров и медицинских клиник, создав для них «медицинский офшор», а также роста туризма и обрабатывающей промышленности. Но, как признает большинство из них, эти расклады выглядят фантастикой. У приморцев нет и никаких надежд на Кремль. Федеральный центр строит во Владивостоке к саммиту АТЭС очередную потемкинскую деревню стоимостью свыше 20 миллиардов долларов, экономическая польза от которой будет незначительна и проблем региона решить не сможет.

Публикации о настоящем и будущем российских регионов в Блоге Толкователя:
Сахалин: будущий русский Кувейт Кенигсберг: провинция у моря Япония заселит российский Дальний Восток Татарстан готовится стать Идель-Уралом Распадется ли Россия? Камчатка: полуостров недоброй надежды Магадан: золото и демография Источник