Регионы платят детьми за чьи-то «распилы» и «откаты»

В статье «Толкователя» обращается внимание на вопиющее неравенство в распределении «рекрутской повинности» по регионам России. Так, в богатой Москве один призывник приходится на 1440 населения, в нефтеносной Тюменской области – 1 на 1100 человек. Тогда как в депрессивной Псковской области – 1 на 390 человек, а в Брянске – вообще 1 на 200. Не случайно, что именно в Брянске власти додумались до «ноу хау»: всем 20-летним будут вручать повестку в военкомат при замене паспорта. Высок «налог кровью» также в Калининградской области – 1 рекрут на 350 человек, однако у этой области есть важный бонус: местные служат либо у себя в регионе, либо в Кремле, в Президентском полке.

Можно обратить внимание на определенную корреляцию: норма призыва больше в бедных и дотационных регионах. Это связано вовсе не с психологическими расчетами Минобороны, как думает «Толкователь», а с реальным торгом федеральной власти с руководителями регионов по поводу трансфертов и кредитов. И Псковская, и Брянская области – одни из самых дотационных в России, если не считать Северный Кавказ. Повышенный план призыва – это, фактически, расплата региональных властей за дотации. И наоборот, сниженный план – вознаграждение за бюджетное донорство.

На первый взгляд, это «справедливо». Если не вспомнить, что «массовая дотационность» регионов РФ – это результат манипуляций с цифрами. Система распределения доходов между федеральным и региональными бюджетами такова, что из общей суммы бюджетных доходов регионы в 2010 году получили только 45% (включая территориальные внебюджетные фонды). (См. информацию Федерального Казначейства) При этом совокупный дефицит региональных бюджетов составил 5% от всех доходов бюджета. Если бы распределение было хотя бы «пятьдесят на пятьдесят», то дотационных регионов стало бы существенно меньше. Расчеты, сделанные для 2006 г. (см. статью М.А. Шилова и А.Б. Гусева), показали, что избавить регионы от клейма «дотационности» можно было бы путем более справедливой системы распределения НДС: «При установлении в законе о федеральном бюджете структуры распределения налоговых платежей по НДС между федеральным и региональным бюджетом 50/50 (как в ФРГ) только 4 субъекта РФ сохранят статус «реципиентов»: Республика Ингушетия (128,8%), Республика Алтай (93,9%), Чеченская Республика (89,4%), Республика Тыва (88,3%). Если НДС полностью передавать в доходы региональных бюджетов, то дотационным остается только один регион ЮФО».

Таким образом, речь нужно вести не о том, что «регионы дотационны и не могут себя прокормить», а о том, что «цена услуг федерального центра сильно завышена». Другими словами, регионы платят здоровьем своей молодежи не за «дотационность», а за чьи-то успешные «откаты», «распилы» и оффшорные инвестиции. В том числе — за «распилы» и «откаты» оборонных расходов, которые не позволили перевести армию на контрактную основу. Постоянный «ручеек» средств, безвозвратно уходящий за границу, – и есть чистая «выжимка» процесса прямого или косвенного разворовывания федерального бюджета. Скажем, чистый вывоз капитала в 2010 году составил 1,1 трлн. рублей, или 7% всех бюджетных доходов страны. Наверняка среди них есть и доля из бюджета на национальную оборону, который составил 1,28 трлн. рублей.