Путин и лесные пожары

По прогнозам не ближайшие 10 дней никакого просвета в жаре не предвидится. А значит, надо, по всей видимости, готовиться к худшему — то есть к тому, что август будет таким же, как июль… Плюс «огненные смерчи». Зато, скажет государственник, тут по крайней мере к Путину ни у кого не может быть претензий: это катаклизм, стихийное бедствие — такая долгая и беспрецедентная жара. Обвинить Путина в чрезмерной солнечной активности или глобальном потеплении ни у кого не получится.

Из Серпухова звонил тесть, рассказал, что «белый туман» с утра пришел и к ним: уже и соседнего дома из окна практически не видно. То есть дым уже и в Ближнем Подмосковье.

Над Москвой тоже странная полупасмурная погода: вроде облаков не видно, но и солнца тоже нет. Если приглядеться, то охреневаешь: над Москвой сейчас не облака, а колпак из плотного белого дыма, который почему-то пока не опускается. Что будет, когда опустится?

Именно такие вот стихийные бедствия являются своего рода экзаменом для власти. В некотором смысле власть для того и существует, чтобы адекватно справляться с ними. Ну не для борьбы же с «несогласными» и не для обогащения чиновников существует власть!

Итак, что же можно сказать об адекватности нашей власти? Пока понятно одно: что вся система пожаротушения в России оказалась не готова к пожарам такого масштаба. Пожарных машин не хватает, те, что есть — 70х годов выпуска, устарели морально и физически: не дают напора воды, ломаются. Как-то, похоже, совсем всё грустно с пожарной авиацией — даже в самых лояльных телерепортажах я самолетов и вертолетов, обрушивающих вниз тонны воды, практически не видел ни разу. Причина, очевидно, та же — полный износ того, что было, отсутствие новых поступлений.

Пожаротушением у нас занимаются лично Путин и Шойгу — как давеча в Нижегородской области. Там я обратил внимание на то, как Путин обрушился на глав поселковых и районных администраций в тех местах, что особенно пострадали от огня. Путин, не имея власти снять избранных, грозно призывал их подать в отставку как «не оправдавших доверия народа».

Момент крайне показательный: действительно, кого ж Путину отправлять в отставку — не Шанцева же с Шойгу, людей, которых сам Путин и назначил? Ведь в этом случае ему придется косвенно признать и свою ошибку. Куда проще обвинять несчастных муниципалов — оно и с точки зрения «суверенной демократии» политически правильно. Косвенный упрек уже народу — «ну вы, дураки, навыбирали черт знает кого».

И в горячке оно, может, и проканает. Однако ведь сейчас уже всем понятно, что обвинять в чем бы то ни было местную власть — это бить лежачего. Если у муниципалов отобрали всё — и деньги, и полномочия — как можно требовать с них «быть готовыми к пожару»? На какие шиши? Муниципальная власть с огромным трудом справляется с банальным поддержанием жизнедеятельности. Грубо говоря, заменить лопнувшую трубу она еще кое-как может. Но работать на перспективу?! За счет чего?

Довольно забавно выглядит показательное молчание «Единой России» по теме, которая уже сейчас волнует всех. ЕР ведет себя как всегда: чуть только происходит что-то действительно серьезное — партия тут же засовывает языки в одно теплое место. Пожары бушуют на половине территории России — а «Главный партийный идеолог» Чадаев обрушивается с критикой на «несогласных» и раскрывает какие-то «заговоры кремлевских башен»… Это не лечится.

Хотя одна причина молчания ЕР очевидна: кого-то снимать по итогам пожаров все равно придется, и эти «кто-то» почти наверняка будут члены «Единой России», других-то начальников у нас практически не осталось.

Меня почти порадовал Патриарх Кирилл: вдруг появился вчера по телевизору и сделал заявление от имени РПЦ по поводу пожаров. Причем заявление вполне человеческое: сплотиться вокруг Путина не призывал, агентов Запада не клеймил, призвал помочь погорельцам. Особенно здорово, что он это делал не с Патриаршьего подворья в Москве, а из Нижнего, куда прилетел, как поначалу показалось, именно для того, чтобы быть ближе к тем, кто в беде.

Вот тут, правда, и проявилась ложка дегтя: оказалось, что Патриарх приехал не к погорельцам, а в какой-то очередной тошнотный молодежный лагерь юных хунвейбинов типа «Наших» — дабы прочесть политически благонадежным юношам некую лекцию. То есть без реверансов в сторону Путина с Сурковым РПЦ не может генетически. Ну, хоть так…

Как-то ничего толкового по поводу «России в огне» не слышно и от оппозиции. И это, безусловно, выдает явную механистичность, картонность большей части оппозиции, ее оторванность от почвы. Так симпатии людей на свою сторону не привлечешь.

И, конечно, очень явно проявляется полная деградация наших СМИ. Мало того, что нет никакого анализа (всё ли делается для борьбы с огнем, чего не хватает, как налажено взаимодействие всех тех служб, что призваны бороться со стихией), так и репортажи все — поверхностные, картинки неинтересные, оперативность — вообще на нуле.