Медведев имитирует реформу милиции

На днях Медведев утвердил несколько поправок к законам о милиции. Которые на мой взгляд, не только не смогут ни в коей мере улучшить работу МВД, но и наоборот, лишь усугубят положение, добавив новые коррупционные элементы. Некоторые могли бы оценить эти поправки как «шаг вперед и два назад», но на деле даже один шаг вперед — имитация.

Шаг вперед

Как бы положительно не звучали слова о том, что теперь на работу в милицию не будут брать наркоманов, хронических алкоголиков и уголовников — это нелепейшее законодательное ограничение.

Не трудно заметить, что нормальные частные компании справляются с тем, чтобы не набирать себе команды из наркоманов-уголовников безо всяких дополнительных законов. Если я собеседую программиста или тестера, мне не нужна специальная инструкция, в которой бы оговаривались такие нюансы отдельно. Техническое собеседование + общение на свободные темы без труда отсеет всех подобных кандидатов, потому что ни я, ни мои коллеги, не хотим работать рядом с такими людьми, потому что нормальных людей подобные качества неприемлемы, а все эти подробности в любом случае станут известны.

Другими словами, если бы в милицию был хоть какой-то адекватный отбор, если бы там уже работали нормальные люди, то туда не могли бы попасть ни наркоманы, ни алкоголики, ни, тем более, вчерашние уголовники.

Зато теперь возникают дополнительные вопросы. Видимо, коли понадобилась такая инструкция, то раньше столь ценных сотрудников брали работать на ура, т.к. они отлично вливались в коллектив? Пришел устраиваться пьяный наркоман-уголовник и завтра ему уже выдают оружие и форму? Судя по Евсюкову — не исключено.

Медведев такие вопросы Нургалиеву не задает. Потому что если брали, то это отличный показатель беспредела, из которого следует необходимость незамедлительно провести массовые чистки, хотя бы, по этим же критериям, а если таких и раньше не брали, то придется признать, что такая инструкция сделана ради новостей на Первом канале. В итоге поправки внесли, но уже работающих наркоманов и уголовников выявлять и увольнять никто не будет.

Да, еще есть пункт про декларации о доходах — абсолютно бездейственная мера, в чем мы все неоднократно убедились на многочисленных примерах. Ни одна декларация не стала причиной ни для одного дела о коррупции (по теме: Декларация о доходах или 21 рубль за год и «Бентли»).

Можно было бы назвать положительным моментом, что теперь преступление, совершенное милиционером, является отягощающим обстоятельством, но как показывает практика, милиционер обычно волшебным образом оказывается уволен ровно за день до совершения преступления (по теме: Пьяные экс-милиционеры).

Шаги назад

невозможна ситуация, когда тот или иной сотрудник внутренних дел просто посылает своего начальника и говорит: ‘Я это делать не буду!’ Если этот приказ отдан в соответствии с законом, он должен быть исполнен. Если человек в погонах, он должен отвечать, вплоть до уголовной санкции

Президент апеллирует к тому, что коли милиционер в погонах, то и приказы должен исполнять, как во время войны. Видимо, из этого следует, что все мы сейчас находимся в состоянии войны, видимо, войны милиции и общества. Других причин требовать от милиции беспрекословно выполнять (пусть даже незаконные) приказы я не вижу. Куда логичнее было бы лишить милицию погонов.

Принятие такой поправки — это дополнительное усиление репрессивного механизма. Сначала выполнил (под угрозой уголовной ответственности за непослушание) — потом опротестовывай. Ну а на этот случай приготовлен дополнительный сюрприз:

если кто-то из них совершит действие, повлекшее за собой нарушение прав и свобод гражданина, то такого сотрудника уволят

Теперь все встает на свои места. Выполнение приказа обязательно, например, задержать кого-нибудь без повода, но по указанию или разогнать флешмоб или мирный митинг, пусть даже согласованный. И тут уже не важно, что на них не требуется разрешение или даже возьмем тут случай, когда будет согласование. Сегодня милиция готова разгонять людей даже в том случае, если это будут поэты, устраивающие публичные чтения своих стихов. Скажут слово про Путина — получат дубинки и отправятся в отделение на шикарном автозаке с решетками (пример).

Зато если у милиционера взыграет совесть и он решит опротестовать уже выполненные незаконные действия, то попрощается с работой, т.к. ему тут же впишут нарушение свобод и прав граждан.

Добавит смиренности и такой пункт, как увольнение «за отсутствие на месте службы без уважительных причин в течение четырех часов». Опять же, это уже регулируется Трудовым кодексом, который позволяет уволить за систематические опоздания. А такие меры лишь дают повод уволить любого принципиального сотрудника по надуманному поводу, мол, не было его как-то 4 часа на работе. О возможности доказать в суде обратное и восстановиться на столь желанной работе говорить не будем.

И, конечно же, самый шик — это запрет критиковать начальство под угрозой увольнения. Вы же понимаете, как замечательно эта мера поможет в борьбе с коррупцией. Зато непрерывный поток разоблачительных видео на Youtube от милиционеров прекратится.

Что можно было бы сделать?

Для контраста, можно пофантазировать на тему, что можно было бы сделать в кратчайшие сроки, чтобы реально улучшить ситуацию, если бы на то была воля президента.

Пытки

Например, можно было бы установить, что показания в суде превалируют над теми, что были даны ранее. Сегодня пытки в тюрьме для выбивания письменного признания — норма. Суд впоследствии с удовольствием принимает такое признание в качестве доказательства, несмотря ни на какие заявления подсудимого о пытках и давлении. Все противоречия трактуются в пользу признания вины за подписью. Неоднократно в тюрьму попадали даже люди, признавшиеся в убийстве тех, кто потом оказался жив. Одной маленькой поправки хватило бы для того, чтобы большую часть подобных пыток прекратить за бессмысленностью.

Контроль

Оборудовать все патрульные машины видеокамерами — вот пример настоящей модернизации для России, причем в тысячу раз дешевле всяких там Сколково. Норма для современной полиции — общаться с гражданами только в пределах видимости камер, что требует ставить машину определенным образом, не говоря уже о корректном поведении и огромных сложностях для получения взяток. Все видно, все слышно, все хранится, все проверяется.

Даже Грузия смогла себе это позволить, что и было продемонстрировано путем создания полиции, не берущей взяток, причем в кратчайшие сроки, причем при Саакашвили у руля.

Отмена палочной системы

Еще одним примером модернизации стало бы создание единого колл-центра для всех происшествий, аналого Штатовской 911. Допустим, у нас это был бы номер 111, который бы принимал и вызовы милиции, и скорой, и пожарной и всего остального прочего. Достаточно собрать из этого колл-центра статистику по количеству обращений — и вот вам реальный показатель преступности. В этом случае милиция теряет стимул заводить липовые дела и сажать невиновных, лишь бы только подогнать отчетность.

Но вместо отмены палочной системы наши милиционеры по-прежнему обязаны сегодня гнаться за показателями (в которых учитывается количество осужденных людей), даже если преступность снижается или определенных преступлений вообще нет. А если надо, значит, будут. Если нет краж, значит, надо, чтобы они были, чтобы было, что раскрывать. Гениальная система, не правда ли?

Итого

Чем занимается президент, подписывая такие законы под видом улучшения МВД? Судите сами. Могут ли такие поправки хоть как-то улучшить ситуацию? Определенно не могут.

Еще немного контраста. Вот один из множества примеров того, как американские полицейские преследуют нарушителя, а для того, чтобы последний не скрылся, за ним летит вертолет (что сводит шанс уйти к абсолютному минимуму). И что особенно круто — трансляция из этого вертолета идет в прямом эфире в новостях:
Источник