«НЕБО: Теория и практика» — как это было

В минувшие выходные прошел авиационный фестиваль «НЕБО: Теория и практика». Рассказываем о том, чем были наполнены эти два насыщенных дня.

Фестиваль под названием «НЕБО: Теория и практика» продлился два дня, субботу и воскресенье. В оба дня начало было запланировано на 11-00, а финал – в 21-00. При этом полеты по программе заканчивались около шести часов вечера, а последние три часа отводились под возможность полетов на воздушном шаре.

В первый день погода, к сожалению, оказалась достаточно проблемной – над всей Москвой стояли дожди, такая же погода была и в ряде других регионов, из-за чего некоторые летчики, которые должны были участвовать в летной программе фестиваля, просто не смогли прилететь – у них на аэродромах вылета погода порой была еще хуже, чем те тучи, что активно ходили в Москве и области. Среди тех, кому удалось добраться до аэродрома Черное, вылететь в субботу и показать свою программу тоже смогли, к сожалению, не все – по ветру и дождю могут летать не все самолеты. И все же, несмотря на непростые условия, нашлись те, кто готов был отлетать, поэтому в первый день фестиваля полеты, пусть и с подвижками, но все же состоялись.

Начались взлеты ближе к полудню, и первым в небо символично поднялся самолет-лодка. Со стороны зрителей в этот момент звучали комментарии, в которых вспоминали девиз фестивалей Ред Булл Флюгтаг – не взлетим, так поплаваем. Но полетать удалось! Вслед за лодкой пошли в небо и другие самолеты, а вместе с ними и вертолеты, у которых требований к погоде меньше. Федерации вертолетного спорта удалось даже провести соревнования – в первый день они проходили по дисциплине «Слалом», в которой вертолетчик вместе с напарником должны пронести через специальные ворота ведро с водой. При этом важно пролить как можно меньше воды, а в финале трассы поставить ведерко на специальный столик, поверхность которого по размерам практически совпадает с размерами днища ведра. Для этого требуется высокая координация работы пилота и его напарника, точность и навык. И пилоты доказали, что свое дело знают! Лучшим среди них стал экипаж из пилота Юрия Яблокова и оператора Константина Подойницына.

Во второй половине дня погода немного наладилась, и на взлет смогли пойти самые ожидаемые участники полетной программы – летчики, которые должны демонстрировать в небе высший пилотаж. Светлана Капанина в этот раз выступила не только со своей сольной программой, которую она показала ближе к закрытию первого дня, но и в парной программе с Романом Фалем. Этот именитый пилот впервые выступал на российском мероприятии и совсем недавно перешел в российскую сборную по высшему пилотажу. До этого же Роман Фаль получил известность как летчик французской сборной, и в этом качестве он неоднократно становился Чемпионом мира по высшему пилотажу.

Не меньшей радостью для зрителей стало и то, что в небо аэродрома Черное все же сумел подняться «Первый полет» — любимая многими пилотажная группа, выступающая на поршневых самолетах. Летчики показали как групповой пилотаж, так и сольный. В роли солистки выступила Ирина Маркова, летчица, чей авиационный почерк знаком многим любителям авиации.

Также в первый день прошли одни из двух соревнований Русских авиационных гонок, запланированных на этот фестиваль. В субботу летчики на поршневых самолетах боролись за Кубок МАРЗ. Их полеты стали яркой частью воздушной программы и привлекли внимание множества зрителей. Победителем соревнований в этот раз стал Александр Васильев, который прошел трассу за 1 минуту и 0,22 секунды.

Во второй день погода была гораздо более милостива и к зрителям, и к участникам. Не смотря на прогнозы, дождей в этот раз не было, и начать полеты летчики смогли по расписанию.

Открывали второй день фестиваля парашютисты, выброска которых с ярко-синего Ан-2 заставила смотреть в небо всех, кто в это время уже был на территории фестиваля. Парашютисты спускались на парашюте-крыле – он гораздо более хорошо управляем, чем купольные парашюты. При этом часть из них шли вниз с цветными дымовыми шашками, яркий дым подчеркивал крутые траектории снижения парашютистов. Другие же прыгали с флагами – России, ДОСААФ, федераций спорта. Такие прыжки всегда смотрятся ярко и эффектно, а фотографы любят ловить их в кадр.

После этого в небо поднимались еще немало самолетов, каждый из которых был по-своему интересен.

Одним из ярких выступлений стал полет пары Як-52, ну и, конечно же, снова множество зрителей ждали появления в небе «Первого полета» и Светланы Капаниной с Романом Фалем. В этот день выступление главных звезд летной программы сопровождалось солнцем и фактурным небом, которое дарило фотографам интересные кадры. Сольную программу Светлана Владимировна показала в этот раз не на собственном самолете, а на борту Романа Фаля – это тоже Extra 330, но немного с другими характеристиками. Для тех, кто пристально следит за выступлениями именитой летчицы, этот показ был по-своему особенно интересен, так как позволял сравнить то, как она работает на собственном самолете и на этом. Разница, конечно, есть – и видеть это воочию особенно интересно, когда накануне ты наблюдал полеты Светланы Капаниной на ее «родном» самолете, а сегодня видишь ее же, но с другим бортом.

Федерация вертолетного спорта во второй день также проводила свои соревнования, на этот раз задание было другим – участники должны были перевозить грузы по специально составленной схеме. В команде все так же было два человека, вертолеты, как и в первый день, Robinson 44 – они одинаковы у всех команд.

Интересным во второй день было и мероприятие Русских авиационных гонок – они впервые в истории провели чисто женские соревнования на своих самолетах. В гонке было использовано два типа самолетов — Як-55 и Як-52. Несколько летчиц из разных регионов России собрались на аэродроме Черное, чтобы выяснить, кто из них лучше всех владеет штурвалом.

Их имена пока еще не очень известны – но скоро это наверняка изменится! Ведь зрелищность таких соревнований мало с чем может сравниться, а короткая трасса на МАРЗе делала гонки особенно насыщенными и интересными для зрителей – но более сложными для летчиц. В итоге в непростой борьбе победу одержала Ксения Гринберг, пройдя гоночную трассу за 1 минуту и 19,42 секунды.

Уже к вечеру в небо поднялся еще один летательный аппарат, появления которого ждали многие зрители. Это деревянный планер NG-38, точная копия планера 1938 года. На таких летательных аппаратах, которые современному взгляду кажутся совершенно игрушечными, обучались когда-то летчики, которые потом пересаживались на самолеты. Именно планера долгое время были начальным этапом летной подготовки пилотов как военных, так и гражданских самолетов.

На земле тоже было немало интересного. Тут были и лекции, и увлекательные занятия для детей, и конкурсы от многих участников фестиваля. На площадке Авиаэкспо можно было вблизи посмотреть автожиры, беспилотники и даже самолеты малой авиации, производимые в России, а в холле рядом – пообщаться с теми, кто работает в авиационной отрасли. Тут также была часть экспозиции – приборы, атрибутика и даже картины авиационной художницы, а также стаф с ее работами.

Напротив зоны Авиаэкспо, в главном лектории фестиваля в течение обоих дней проходили лекции и семинары. Тут можно было послушать рассказ одного из ведущих сотрудников Музей техники Вадима Задорожного Евгения Лебедева, который проводил лекцию о самолете, который музей привез на наземную экспозицию фестиваля. Тема его лекции – «Воздушная война в Корее, история и факты». Также в рамках лекции прозвучал рассказ о том, как был захвачен самолет Сэйбр (F-86), на тот момент новейшего американского истребителя. Именно такой борт был представлен на музейной экспозиции в рамках фестиваля.

Во второй день фестиваля в лектории также выступила участница Союза женщин летных специальностей «Авиатриса» Галина Петровна Кошкина-Скробова. Она рассказала о самом этот союзе, отмечающем в этом году 30-летний юбилей, и о пилотажной группе «Беркуты». Неожиданное, на первый взгляд, сочетание в одной лекции раскрылось в ходе рассказа Галины Кошкиной. Оказалось, что в тот момент, когда она и тот женский экипаж, в составе которого Галина Кошкина была участницей рекордного перелета на Ми-24 из Москвы в Майами, проходили переобучение на этот тип вертолетов, именно летчики «Беркутов» стали учителями женщин-вертолетчиц. Пилоты именитой пилотажной группы, которая тогда только зарождалась, уже были мастерами своего дела – и именно им доверили обучить женский экипаж, готовившийся к перелету. Так переплелась история единственной в мире пилотажной группы, выступающей на боевых вертолетах, и женского авиационного союза. Кстати, в этом году у «Беркутов» тоже тридцатилетний юбилей, так что юбиляры с удовольствием поздравляют друг друга.

Не менее интересной была и лекция поисково-спасательного отряда Liza Alert, которую проводили не только наземные сотрудники, но и летчицы вертолетного поисково-спасательного отряда «Ангел», также входящего в эту службу. Они, кстати, и сами были в числе слушателей лекции Галины Кошкиной, а между мероприятиями вертолетчицы успели пообщаться друг с другом.

А под вечер, в самом финале фестиваля, в небо поднялись воздушные шары. На них можно было не только полюбоваться и наделать красивых фото, но и подняться в воздух. Небольшая экскурсия в небо стоила гораздо меньше обычной цены прогулки на воздушных шарах, поэтому желающих посмотреть на аэродром с высоты нашлось немало.

Разноцветье воздушных шаров в небе над аэродромом Черное стало яркой и красивой точкой фестиваля, после которой искренне хочется сказать – до встречи! Будем ждать продолжения через год.

Фото Юлия Силина