Откуда есть пошла Масленица?

На дворе самый разгар Масленицы – разгульной «блинной» недели, когда по традиции в течение семи дней пекутся блины, а люди ходят друг к другу в гости. Исторически за Масленицей наступал Великий пост, но сейчас многие уже не придерживаются этих традиций, просто с удовольствием наедаясь блинов в эти дни, до которых обычно у хозяек просто руки не доходят.

Однако Масленица появилась на нашей земле гораздо раньше, чем сюда пришло православие, которое прочно связало этот древний праздник и наступающий за ним один из самых больших постов.

Веселый праздник Масленица пришел к нам из древней языческой культуры, где изначально он имел совершенно противоположное значение.

Корни Масленицы уходят в древнюю славянскую традицию пышных проводов и похорон усопших, чтобы задобрить духов умерших и обеспечить их покровительство. Зима также умирает, уходит в эти дни, а на смену ей приходит весна.

Мы попросили рассказать о появлении этого древнего праздника и его традициях Владлену Гринблат, директора АНО в сфере возрождения культурного и природного наследия «Блиставица». Она занимается сохранением русских обрядовых традиций и культуры. Недавно в Москве открылась выставка ее музея, о которой мы писали, там-то нашим корреспондентам и удалось пообщаться с этим интересным человеком и попросить рассказать о старинных традициях Масленицы. Дальше — слово нашей собеседнице:

«Давайте вспомним картину Герниха Семирамидского «Похороны знатного руса». Картина создана художником по описанию этого странного и пышного ритуала, подробно описанного арабским путешественником, которому довелось стать свидетелем всего похоронного обряда во время длительной экспедиции по землям Русов. Какими бы ужасными и дикими, с современной точки зрения, ни были обычаи древних народов, каждое действие ритуала имело глубокий сакральный смысл. Кроме того, отголоски тех давних времен, в модифицированном, но вполне узнаваемом виде, дошли до наших дней. И мы, сами того не осознавая, символически повторяем то, что повергло в шок высокообразованного и храброго арабского путешественника.

Знатных воинов принято было сжигать на специально построенной ладье, в полном боевом облачении. Сопровождалась церемония жертвоприношением животных: собак, коров, лошадей, птиц. Основная часть ритуала – добровольное приношения в жертву себя женщиной или девушкой, которая соглашалась отправиться вслед за погибшим мужчиной в загробный мир.

В подготовительной части обряда, длившейся до недели, этой девушке оказывались максимально возможные почести и дозволения, которых в обычной жизни она не увидела бы никогда. Кроме того, акт добровольного ухода из жизни вслед за знатным воином сулил все возможные блага в загробном мире.

Также церемония сопровождалась обильными трапезами, употреблением вина, эротическими обрядами. Затем одну треть богатства усопшего складывали вместе с ним в ладью, там же закалывали животных. Девушку укладывали вместе с мертвецом и убивали кинжалом под пение воинов. Ритуальное убийство совершала старая женщина – ведунья. Гибель пошедшей на добровольную жертву девушки должна была наступить практически мгновенно – удар, которым прерывается ее жизнь, необходимо было выполнить очень точно.

Затем все покидали ладью, самый близкий родственник усопшего раздевался до нага, и, пятясь задом, последний уходил с ладьи и поджигал ее.

Считалось, что такой пышный обряд радовал усопшего, чей дух витал в это время рядом, и всех других усопших родичей, обеспечивал благополучный переход души в загробный мир и надежное покровительство предков.

В процессе праздничного пира, который длился около недели, готовили специальные лепешки круглой формы, предшественники наших блинов. Их выпекали строго на открытом огне, как символ союза двух Миров: Нави и Яви. Круглая форма олицетворяла Круг жизни: от Рождения до Смерти, и следующее рождение. Именно поэтому считалось необходимым совершать совокупления во время похоронного обряда, еще раз подчеркивая непрерывную связь Жизни и Смерти. Считалось, что в это время врата между Мирами открыты, и самые могущественные души предков, готовые к рождению, благополучно воплотятся снова. Это было приглашением восполнить утрату знатного воина рождением новых членов рода.

Традиция отправлять вместе с усопшим в Загробный Мир часть его богатства также связана с верой в преумножение земных благ при надежном покровительстве предков, которые непременно отблагодарят за щедрость.

В более поздних периодах истории блины готовились только как блюдо, сопровождающее похоронный обряд, а сам обряд стал гораздо скромнее и менее пугающим для современного человека. Тогда же на нем появилась специальная каша – кутья. Ни в какие другие дни, и уж тем более в праздники, эти блюда не употреблялись. Это сулило очень нехорошие последствия.

При этом в этот же период существовал обряд класть монеты на глаза покойнику. Считалось, что это поможет ему беспрепятственно перейти в Загробный мир и откупиться от бесов.

Монеты с глаз усопшего наделялись серьезной магической силой и использовались при различных колдовских ритуалах. Как с целью нанесения вреда, так и с целью привлечения богатства, так как считалось, что они побывали на «той стороне», где хранятся несметные сокровища предков, накопленные веками. Эти волшебные монеты могут открыть врата денежного потока из мира духов в мир живых, верили в те времена. Именно отсюда появился интересный и необычный ритуал приготовления «Золотников» в масленичную неделю. Изначально он совершался ведунами или знахарями, а после перешел в купеческое сословие и даже в некоторые дворянские дома. Крестьяне тоже пользовались этим обрядом, но, за неимением дорогих ингредиентов, вместо сушеных абрикосов в блюдо клали кусочки репы или распаренную пшеницу.

В чем же заключался обряд привлечения богатства и успешного торга «Приготовление Золотников», рассмотрим подробнее.

Золотники – это небольшие пышные оладьи, в которые клали символ золотой монеты. Самым распространенным олицетворением золотника, то есть золотой монеты, был сушеный абрикос без косточки. Он имел круглую форму и золотистый цвет, к тому же стоило такое лакомство по тем временам немало – потратиться на его приобретение считалось угодной духам жертвой, в ответ на которую они непременно ответят тем, что помогут исполнить желаемое. Тесто для Золотников готовили на топленом молоке или ряженке. Само молоко олицетворяло кровь, а мука – плоть (иногда трактовалась, как земля или глина). Сушеные абрикосы на ночь замачивались в вине, кагоре, настойке или в меду. Это олицетворяло символическое прохождение «монет» сквозь обитель духов. Считалось, что духи любят крепкие напитки, и в память об этом веровании у нас до сих пор существует традиция ставить усопшим рюмку водки или коньяка.

Тесто замешивали, приговаривая определенные присказки-заклинания. Непосредственно абрикос, вымоченный в вине, клали в Золотник, когда с одной стороны он уже припекся. Затем переворачивали на другую строну, и допекали.

Готовила Золотники обычно самая старшая или главная женщина в семье (практически Ведунья). При этом она должна была одеться как можно наряднее, хоть готовка и грозила запачкать дорогое платье. Женщине должны были помогать молодые мужчины-воины либо из членов семьи или слуг, либо специально приглашенные для этого. Первый готовый Золотник сжигали в печи, также приговаривая определенные слова. В этом ритуале явно прослеживаются отголоски «Похорон знатного руса».

Никогда не ели и первый блин – главный символ современной Масленицы, какой она стала теперь. Его полагалась отдавать духам – то есть Комам. Приговаривали: «Первый блин Комам (усопшим предкам), второй – знакомым, третий — родне, четвертый – мне!». И не просто приговаривали, а обязательно в самом деле угощали родных и знакомых, прежде чем самим приступить к трапезе.

Нарушение этого ритуала, как верили наши предки, могло повлечь за собой серьезные проблемы вплоть до потери всего благосостояния и даже гибели.

Готовые Золотники и блины обильно поливали маслом, отсюда пошло выражение «умаслить», то есть задобрить духов предков.

Сейчас считается, что блин, имеющий круглую форму, олицетворяет солнце, которое становится ярче с приходом весны. А сжигаемое чучело – символ Зимы, со всеми ее тяготами и морозами, которую хотят побыстрее прогнать. Эта трактовка древнего праздника пришла к нам из позднего периода Российской Империи, когда первоначальный смысл многих языческих праздников во все более развивающемся и цивилизованном обществе был объективно утерян.

И правильно, пожалуй – ни к чему такие страшные ритуалы из прошлого. Но знать и помнить историю возникновения исконно народных праздников стоит хотя бы для того, чтобы глубже понимать и современное символическое их значение, и отношение к ним наших предков.

А все масленичные гулянья, заигрыши, тещины посиделки, отголоски той недели, когда строили ритуальную ладью для погребения и готовили выбранную девушку для принесения в жертву.

Конечно, сейчас мы относимся к этому иначе, и когда на столе ароматной стопкой дымятся вкусны блины – думать хочется о приближении весны и уходе холодов. Но знать и помнить историю – не только интересно, но и по-настоящему важно, чтобы сохранить исконную культуру нашего народа и память о жизни предков, даже если теперь это все – лишь почти пугающие истории из прошлого.»

Фотограф Юлия Силина, также благодарим за предоставление фото из личного архива Владлену Гринблат