Красота старинных кокошников снова в моде

Кокошник – пожалуй, один из самых узнаваемых элементов русского национального женского костюма. Этот атрибут женского наряда долго казался навсегда оставшимся в прошлом, но причудливая мода вновь вернула его на пик популярности пару лет назад.

В подмосковном поселке Хаустово есть целый музей, посвященный истории и различным видам этого необычного женского украшения. Возвращение кокошников в моду привлекло вновь внимание к ним, и многие модницы мечтают не только стать обладательницами уникального аксессуара, но и узнать о том, как его правильно носить. Такой музей – настоящая кладезь ответов на многочисленные вопросы в этом деле. Однако, интересен музей русского кокошника не только модницам, но и тем, кто любит старину.

На выставках, в которых принимают участие экспонаты этого музея, можно вживую увидеть, а порой и потрогать кокошники, лунники, косники, венцы и другие элементы для убирания и украшения волос. Также в коллекции музея есть сарафаны, рубахи и элементы женского национального костюма разных губерний, предметы быта, декоративные предметы для дамского туалета, бисерные украшения и расшитые бисером сумочки.

Разные эпохи и быт как крестьянок, так и дворянок с мещанками старается отразить в коллекции своего музея его создательница Владлена Гринблат. Помимо этого, она собирает для своей коллекции и предметы, связанные со славянской мистикой, а во время лекций и мастер-классов рассказывает как собственно о старинных женских нарядах, так и о том, какое смысловое значение придавалось отдельным узорам в вышивке, какой смысл несли ритуалы, в том числе и ежедневные. Одним из таких ритуалов, о которых рассказывает Владлена Гринблат на своих семинарах, является очень интересный ритуал расплетания косы.

На открытии выставок коллекции в музеях Москвы создательница музея всегда присутствует сама. Она готова рассказать о своих экспонатах и поделиться историями о том, как удалось приобрести самые интересные из них.

На встрече с журналистами, которая прошла в подмосковной усадьбе в Хаустово, Владлена Гринблат, помимо показа музейной коллекции, провела и распаковку сразу нескольких новых экспонатов для музея. В прибывшей накануне посылке, которую хозяйка музея торжественно вскрыла перед камерами, находились два сарафана, вышитая рубаха и украшения для женщин. Теперь эти предметы стали достойным пополнением музейной коллекции.

Но, прежде чем попасть в музейные залы, эти наряды оказались на приехавших специально для участия в съемках в этот день моделях. На двух юных девушках были показаны наряды и уборы для волос, которые носили незамужние жительницы русских губерний, а на модели постарше было показано платье и убор замужней женщины.

В частности, у нее на голове был лунник, носить который могли только вышедшие замуж женщины, а надевался он немного с наклоном вперед. Параллельно с тем, как шло облачение моделей в исторические наряды, Владлена Гринблат рассказывала приехавшим в этот день журналистам как о самих этих костюмах, так и о том, по каким правилам формировался внешний вид русской женщины.

Так, Гринблат рассказала о том, как подбирались украшения, как убирались волосы – у девушек они должны были быть убраны в косу, а на конце самой косы часто размещался косник – декоративный элемент, отделка которого выполнялась с применением узоров, которые несли в себе обережные мотивы.

Взрослые же женщины не должны были появляться на людях с открытыми волосами, их головной убор скрывал волосы целиком, так, чтобы даже спереди не было заметно ни одной пряди. Отсюда появилось современное слово опростоволоситься, то есть совершить что-то неприемлемое и одновременно как бы понижающее твой статус в обществе. Изначально же это слово значило, что у замужней женщины в обществе оказались открыты волосы.

О каждом из экспонатов необычного музея его создательница готова поведать целую историю, а слушать их можно бесконечно. И касается это как вещей, которым несколько сотен лет, так и тех, что созданы руками музейной хранительницы и мастерицы совсем недавно – Владлена Гринблат сама изготавливает кокошники по старинным узорам.

Одной из таких работ недавно стало создание архангельского кокошника по сохранившемуся изображению. Теперь этот кокошник стал частью коллекции музея.

В феврале коллекцию музея можно будет увидеть в Москве – 19 февраля она будет представлена на территории апарт-отеля «Волга» на станции метро Сухаревская. Там же на экспозиции можно будет пообщаться и с хозяйкой уникального музея, а также посетить ее семинар, который будет проходить в этот день.

Посетить эту экспозицию и пообщаться со знатоком женского исторического костюма будет интересно как любителям истории, так и тем, кто старается следовать модному тренду на русские кокошники в женских нарядах и хочет больше узнать о том, как появился этот уникальный предмет женского гардероба русской красавицы и какое значение имел в прошлом.

Фотограф Юлия Силина

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ:

Баханович посоветовала губернатору Беглову бороться со снежным коллапсом проверенными методами. Как пишет «Петербургская газета», неспособность команды губернатора Александра Беглова качественно обслуживать интересы жителей Северной столицы особенно ясно стала видна с приходом зимы. Плохая уборка улиц от снега создала множество проблем горожанам.
https://petrogazeta.ru/material/2022/02/06/22130bahanovich-posovetovala-gubernatoru-beglovu-borotsya-so-snezhnym-kollapsom