Beluga – самый необычный самолет Airbus

В субботу 22 января в Музее техники Вадима Задорожного прошла лекция, посвящённая грузовым самолётам Beluga ST и Beluga XL.

Лекцию, попасть на которую можно было по билету в музей, проводил Александр Левданский, директор по маркетингу компании Airbus по России и СНГ.

Семейство самолётов Белуга, представленное на данный момент двумя модификациями, Beluga ST (более ранняя версия) и Beluga XL, предназначено в первую очередь для перевозки деталей для других самолётов. Создание этих самолётов было связано с тем, что производство компании Airbus раскидано по четырём странам, которыми была учреждена эта компания – Франции, Германии, Англии и Испании. Окончательная сборка самолётов проходит в Тулузе, куда нужно доставить отдельные узлы самолётов, произведённые в разных странах. Вопрос производства самолётов класса SuperTransporter, к которым относится Beluga, был поднят ещё в 1960-е годы.

После соответствующих расчётов экономисты компании Airbus пришли к выводу, что перевозка деталей будущих пассажирских самолётов по воздуху будет выгоднее, в результате чего и были созданы самолёты этого типа. Главной причиной выгоды такого, казалось бы, гораздо более затратного вида транспорта (тем более, с учётом разработки нового типа самолёта для этого) оказалось то, что такой способ транспортировки позволяет значительно увеличить скорость производства новых лайнеров, что имеет большое значение. Так, например, в настоящее время у компании Airbus заключено договоров на поставку свыше семи тысяч самолётов, которые ещё предстоит изготовить, и сокращение времени на поставку деталей, которого удалось добиться при создании сверхобъёмных грузовых самолётов, позволило быстрее справляться с этой очередью на поставки.

В первой модификации, Beluga ST, было выпущено 5 самолётов, которые были произведены на основе самолёта А-300. Позднее на смену этому пришла более современная модификация – Beluga XL. Эти самолёты в настоящее время постепенно приходят на замену своей более ранней модификации, но сейчас летают одновременно 8 «Белуг» — пять самолётов в модификации ST и ещё три самолёта в модификации XL.

Новый самолет Beluga XL создан на основе Airbus A-330, и на лекции был даже представлен кадр, на котором наглядно видно, как происходит это «превращение».

На фото ниже можно увидеть, насколько велика разница между этими самолётами, начиная от взлётной массы и заканчивая дальностью полёта, которая у Beluga XL увеличена почти в два раза по сравнению с более ранней модификацией.

Для перевозки фюзеляжей и частей одних «Белуг» используются другие их «собратья». В частности, детали более современных Beluga XL перевозятся в том числе на Beluga ST.

Самолёты семейства Beluga имеют не самую большую дальность и грузоподъёмность, однако обладают самым большим объёмом фюзеляжа, что делает их оптимально подходящими для перевозки крупногабаритных и хрупких, но не очень тяжёлых грузов.

В настоящее время планируется выпустить 6 самолётов Beluga XL, которые постепенно должны полностью заменить более устаревшие Beluga ST.

«Белуги» ещё ни разу не были проданы за пределы компании Airbus – точнее, их эксплуатантом является «дочка» этого авиационного гиганта, которая и работает с «Белугами». Возможно ли их приобрести? Теоретически – да. Но в настоящее время это скорее самолёт, который можно зафрахтовать, нежели купить – в том числе потому, что это достаточно специфичный борт, приобретение которого в собственность по большей части не является нужным, в отличие от возможности воспользоваться его перевозочными мощностями разово.

В финале интереснейшей лекции-рассказа об одном из самых необычных самолётов зрители получили возможность задать лектору свои вопросы, а за три наиболее интересных вопроса их авторам были вручены подарки от компании Airbus и Музея техники Вадима Задорожного.

Фотограф Юлия Силина