Вяземский авиационный учебный центр отметил 60-летний юбилей

В начале июня свой 60-летний юбилей отметил Вяземский АУЦ, расположенный на территории аэродрома Двоевка. Его самые известные резиденты – пилотажная группа «Русь», старейшая российская пилотажная группа. Именно благодаря их выступлениям на крупных авиашоу многие любители авиации со всей России знают этот аэродром и этот АУЦ, даже если сами ни разу не бывали там.

Но история Вяземского авиационного учебного центра — это далеко не только история, связанная с базированием там «Руси». Трудно переоценить его военное значение в контуре воздушной обороны Москвы, а его история – это история известных имен.

Именно здесь проходила летную подготовку Светлана Савицкая – первая женщина в мире, вышедшая в открытый космос. Училась летать Савицкая на самолете МиГ-17, и один из бортов, на которых она тренировалась, позднее стал памятником в Вязьме, около которой находится аэродром. Самолет этот стал своеобразной визитной карточкой Вязьмы в глазах авиалюбителей. Правда, в самой Вязьме найти сувенирную продукцию со знаменитым «самолетом Савицкой» не просто.

Вяземский АУЦ официально основан 2 июня 1960 года и входил в структуру ДОСААФ. Первым руководителем вновь созданного учебного центра стал подполковник ВВС Воскобойников. Здесь обучали летчиков резерва, а тренировки проходили на самолетах МиГ-15УТИ и МиГ-17.

С 1982 года на территории АУЦ велись попытки создания пилотажной группы. Первым заметным шагом на этом пути стал групповой пролет с элементами пилотажа трех самолетов L-29 над Вязьмой в честь открытия здесь нового стадиона. Однако создать полноценную пилотажную группу удалось лишь спустя пять лет после начала работ в этом направлении, в 1987 году, когда и появилась «Русь». Для этого Вяземский АУЦ получил десяток новых на тот момент машин L-39 Albatros. На этом типе самолетов эскадрилья «Русь» летает и по сей день.

С этого же года командиром Вяземского АУЦ был назначен Юрий Дмитриевич Быков, однако ему не суждено было долго пробыть у руля авиационного учебного центра. В 1991 году при выполнении полетного задания он разбился, погибнув на месте. На смену ему пришел Казимир Эдуардович Тиханович, летчик-инструктор первого класса и полковник запаса.

В 1992 году пришел приказ о расформировании Вяземского учебного центра РОСТО (ДОСААФ) также как и 26 других аналогичных учебных центров по всей России. Не смотря на приказы сверху, руководство аэроклуба и командир пилотажной группы «Русь» отказались прекращать работу АУЦ и полеты своей пилотажной группы. В результате Вяземский АУЦ удалось сохранить, и он остался единственным уцелевшим из всей этой системы. Правда, с 1995 года он был переименован в аэроклуб, а численность штата заметно сокращена.

В 1996 году аэроклуб получил полтора десятка новых L-39, а спустя четыре года еще десять таких же самолетов и два самолета Л-410 для бортов сопровождения пилотажной группы.

На территории Вяземского АУЦ было подготовлено более пяти тысяч гражданских и военных летчиков, а также специалистов инженерно-технического состава. Подготовка военных летчиков на территории Вяземского АУЦ прекратилась в 2008 году, однако пройти обучение в качестве гражданского пилота здесь можно. Причем летными инструкторами желающим учиться в Вязьме станет не кто-нибудь, а летный состав старейшей российской пилотажной группы «Русь» и лично ее командир, являющийся также в настоящее время руководителем Вяземского АУЦ, Анатолий Марунько. Не смотря на то, что подготовка летчиков для ВКС на территории АУЦ прекращена, на самом аэродроме Двоевка военные летчики продолжают базироваться, здесь стоит немало вертолетов российских ВКС.