Банкротство по собственному желанию

Шоколадный заяц

А ведь всего пару лет назад иркутский бизнесмен Владимир Дмитриев, владелец ЗАО «Управляющая компания «УНГА», которая выкупила Улан-Удэнский судостроительный завод, громогласно и оптимистично уверял власть и общественность: все будет в шоколаде! «Мы приступаем к оптимизации и модернизации завода, закупаем новое оборудование, что позволит строить суда мирового уровня и разных модификаций. Я считаю, что Байкальский туризм это, прежде всего, водный туризм», — вещал он со страниц регионального еженедельника «МК» в Бурятии».

На деле территория судостроительного завода неуклонно сокращалась. На месте производственных корпусов выросли вещевые рынки, где доморощенные торговцы вперемешку с нелегальными мигрантами, реализуют населению дешевый китайский ширпотреб. Эдакий улан-удэнский «черкизон», сборы за аренду торговых мест в котором наполняют карман семейного бизнес-клана Дмитриевых.

Озабоченность судьбой судостроительного завода выразил глава Республики Бурятия Вячеслав Наговицын. Он заявил о необходимости привлечь инвесторов, которые «в отличие от нынешних собственников, понимают стратегическое местоположение завода и не будут рассматривать градообразующее предприятие как возможность получения быстрых и лёгких денег». Но Владимир Дмитриев слова главы республики проигнорировал, а в качестве «шоколадки» построил рядом с рынками крохотный автовокзал, за услуги которого стал требовать с перевозчиков, а значит, через тариф на проезд и с пассажиров, дополнительную плату вопреки первоначальным договоренностям.

«Тактика шантажа и вымогательства»

Единственным, пожалуй, профильным подрядом для улан-удэнских судостроителей стало строительство 50-метровой яхты, которую еще в 2007 году заказало ОАО «Иркутскэнерго» совместно с ООО «Байкал Яхт Клуб». В Улан-Удэ ее называют «яхтой Дерипаски», полагая, что предназначалась она для катаний по Байкалу известного российского олигарха и его гостей.

Спуск яхты на воду, согласно договору, должен был состояться в июле 2013 года. Однако на заключительном этапе строительства судна между заказчиками и подрядчиком возник конфликт.

По словам представителя ОАО «Иркутскэнерго», Владимир Дмитриев стал требовать с них возмещения ничем не подтвержденных убытков в сумме 120 млн. рублей. Хотя Улан-Удэнская судостроительная компания сама в долгу перед заказчиками судна на 170 млн. рублей. Были прекращены работы по строительству плавучего дока, без которого яхту невозможно доставить из Улан-Удэ на озеро Байкал и спустить на воду. В марте были остановлены все работы, персонал Улан-Удэнской судостроительной компании отправлен в неоплачиваемый отпуск. Представителей заказчика перестали пускать на территорию предприятия. Эти действия в ОАО «Иркутскэнерго» назвали «тактикой шантажа и вымогательства».

Завод пошел по рукам

Любопытно, как менялись собственники судостроительного завода по ходу строительства дорогостоящей яхты. Как сообщает ИА «Байкал Daily», в 2006 году 100-процентной хозяйкой ООО «Судостроительный завод» была родная сестра г-на Дмитриева – Леанора Зангеева. Как раз в этот период был получен заказ на строительство «яхты Дерипаски».

В июне 2011 году ООО «Судостроительный завод» ликвидируется путем присоединения к ООО «Улан-Удэнская судостроительная компания». Опять же принадлежащей Леаноре Зангеевой.

Но спустя всего два месяца, в августе 2011 года, единственным учредителем «Судостроительной компании» становится некий Баир Бадмацыренов. Он остается им и по сей день.

Предбанкротная подготовка

Параллельно идет наращивание задолженности ООО «Улан-Удэнская судостроительная компания». В Арбитражный суд Республики Бурятия на него дружно подают иски различные фирмы, так или иначе подконтрольные бизнес-клану Дмитриевых. Все они добиваются взыскания крупных сумм:

— ЧОП «Ястреб» — 10 млн. рублей за охранные услуги. Примечательно, что у «Ястреба» и «Улан-Удэнской судостроительной компании» — один и тот же учредитель, Баир Бадмацыренов. Обе компании зарегистрированы по одному адресу: г.Улан-Удэ, ул. Корабельная, 32 (бывшее здание заводоуправления).

— ООО «Управляющая компания «Новый город» — 14,7 млн. рублей за аренду нежилых помещений в том же самом здании, по ул.Корабельной, 32. Платежей по договору аренды не было ни разу. Единственным учредителем «Нового города» является сам Владимир Дмитриев. Адреса компаний также совпадают.

— ООО «ОНОТ» — 22,4 млн. рублей по договору займа. Фирма-истец также зарегистрирована по адресу г.Улан-Удэ, ул.Корабельная, 32. Из публикаций в региональной прессе известно, что ранее ООО «ОНОТ» уже было участником бизнес-схем Владимира Дмитриева. А именно – принимало участие в качестве «добросовестного приобретателя» в перепродаже недвижимости улан-удэнского ОАО «Таряан», подлежащего, согласно решению Арбитражного суда Бурятии, взысканию в пользу другого предприятия – ОАО «Бурятхлебпром».

— ЗАО «ИркутскГЕО» — 14 млн. рублей за аренду открытого стапеля, на котором строится «яхта Дерипаски». Почему судостроителям пришлось арендовать такое специфическое сооружение, как стапель, у фирмы, основным видом деятельности которой является землеустройство, — вопрос открытый. Зато юридический адрес ЗАО «ИркутскГЕО» в точности совпадает с реквизитами принадлежащего Владимиру Дмитриеву ЗАО «Управляющая компания «УНГА» — г.Иркутск, ул. Дзержинского, 1. Кроме того, как сообщает газета «Номер Один», принадлежность «ИркутскГЕО»» к известной семье прослеживается через генерального директора, который работает в других структурах бизнес-клана Дмитриевых.

Даже представители компаний в суде в большинстве случаев были одни и те же, только менялись ролями, выступая то от имени истца, то от имени ответчика! Итог их усилий – более 60 млн. рублей долгов, повисших (или все-таки повешенных?) на ООО «Улан-Удэнская судостроительная компания». И как следствие – заявление руководства предприятия о банкротстве.

Кидок под «крышей» прокуратуры?

При подобных обстоятельствах впору задаться вопросом: не является ли банкротство преднамеренным, то есть уголовно-наказуемым деянием? Может, стоит правоохранительным органам Бурятии присмотреться к этой ситуации, тем более, что речь идет о стратегическом предприятии для всего Байкальского региона и реализации планов федерального правительства по развитию в нем туризма?

Однако Владимир Дмитриев еще в 2011 году заявил в СМИ по поводу улан-удэнского судостроительного завода: «Мы могли бы обанкротить, ликвидировать его, нам и слова никто не сказал бы». Видимо, он уверен в том, что и сегодня «никто слова не скажет».

Эта уверенность предпринимателя, о котором пишут, что становление его бизнеса «не обошлось без таких словесных оборотов, как «умышленное банкротство», «откаты» и «рейдерский захват», имеет под собой реальные основания. В Бурятии и Иркутской области Владимира Дмитриев считается фигурой неприкосновенной для правоохранительных и следственных органов. Ему все сходит с рук. Причина, по мнению местной прессы, заключается в его тесной дружбе и земляческих связях с прокурором Бурятии Валерием Петровым. Они оба родом из Нукутского района Иркутской области, их отцы хорошо знали друг друга, их семьи связаны давней дружбой и принадлежностью к одному бурятскому роду. А родовые и земляческие связи очень сильны среди коренного народа Восточной Сибири и имеют огромное значение при решении деловых, карьерных, финансовых вопросов, а также и любых проблем с Законом.

Самого прокурора Валерия Петрова различные издания, в том числе электронная газета «Век», совершенно недвусмысленно называют «бизнес-прокурором», прямо указывая на то, что с его назначением на должность в 2006 году началось «активное вмешательство прокуратуры в споры хозяйствующих субъектов с целью защиты интересов близких к прокурору людей».

Отметим еще раз: именно после 2006 года закрутилась эпопея с «яхтой Дерипаски», которая сегодня обрела, на наш взгляд, четкие очертания хорошо спланированного «кидка» на многие сотни миллионов рублей. Назначение земляка прокурором развязало Владимиру Дмитриеву руки?

Как разваливают дела

О готовящемся банкротстве ООО «Улан-Удэнская судостроительная компания» заказчики судна предупреждали правоохранительные органы еще весной прошлого года. Тогда руководство ОАО «Иркутскэнерго» и ООО «Байкал Яхт Клуб» обратились с заявлением о происходящих «аномалиях» лично к Президенту России Владимиру Путину. С визой главы государства заявление поступило в МВД России, а оттуда с соответствующим поручением – в Бурятию.

В конце апреля сотрудники Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД России по Бурятии провели оперативно-розыскные мероприятия в офисах и на производственной территории Улан-Удэнской судостроительной компании. При силовой поддержке бойцов спецподразделения сотрудники полиции изъяли несколько жестких дисков компьютеров и бухгалтерскую документацию. Предполагалось, что эти материалы помогут пролить свет на происходящее вокруг яхты и судостроительного завода в целом, предотвратить возможные действия по преднамеренному банкротству предприятия.

Но дальше началось странное. Как утверждает наш источник в правоохранительных органах, все материалы были затребованы прокуратурой Республики Бурятия. Затем в обход руководителя республиканского Управления Следственного комитета России они были направлены в Советский районный отдел СУСК РФ. Там было вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела, которое многие в Бурятии называют не иначе, как «договорным».

Примечательно, что руководитель Управления Следственного Комитета РФ по Республике Бурятия Вячеслав Сухоруков был при этом физически лишен возможности проверить обоснованность «отказного» постановления своих подчиненных и при необходимости отменить его, поскольку республиканская прокуратура сразу же вновь истребовала все материалы.

В общем, было сделано все, чтобы развалить дело, точнее – убить в зародыше.

Одновременно прошла сплошная прокурорская проверка Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД России по Бурятии – того самого, сотрудники которого, выполняя поручение Президента России Владимира Путина и своего федерального министра, «посмели» зайти на территорию предприятия бизнес-клана Дмитриевых. Вскоре был снят с должности начальника УБЭП подполковник полиции Александр Попов и переведен на более низкую должность заместителя начальника уголовного розыска.

А из стана Владимира Дмитриева в различные правоохранительные ведомства и Полномочному представителю Президента России в Сибирском федеральном округе Виктору Толоконскому было разослано весьма издевательское, по нашему мнению, письмо за подписью директора ООО «Улан-Удэнская судостроительная компания» Сергея Назимова. В нем предлагалось ОАО «Иркутскэнерго» и ООО «Байкал Яхт Клуб» приобрести 100% долю в уставном капитале судостроительного завода, чтобы самостоятельно завершить строительство заказанного ими судна. Но ведь и дураку понятно, что купить ООО «Улан-Удэнская судостроительная компания» даже за 1 рубль означало бы принять на себя многомиллионные долги перед фирмами бизнес-клана Дмитриевых, уже зафиксированные решениями арбитражного суда!

Как же рассматривать письмо со столь «великодушным» предложением? Как попытку продолжения многомиллионного «кидка»? Как насмешку над заказчиками судна и государственной властью?

Вместо эпилога

Примечательно, что еще в 2011 году общественный Центр по противодействию рейдерству и коррупции в Бурятии и республиканский профсоюз работников торговли и малого бизнеса «Торговое Единство» собрали более 3 тысяч подписей граждан под требованием об отставке прокурора Валерия Петрова. Они отправили их Дмитрию Медведеву, который был тогда главой государства. Никакой реакции не последовало.

Через два года в Бурятии было фактически открыто саботировано выполнение поручения Президента России, уже Владимира Путина, о проверке законности действий собственников и руководства ООО «Улан-Удэнская судостроительная компания». Стратегически важное предприятие – на грани банкротства, не исключено, что преднамеренного.

Закономерный итог пренебрежения гласом народа, не правда ли?

Впрочем, возможно, администрации Президента РФ и в самом деле не по зубам «блюстители законности» в регионах, так как их назначает не сам Президент, а Генеральный прокурор. Будем надеяться, что с принятием поправок в Конституцию РФ, изменяющих порядок назначения прокуроров субъектов Российской Федерации, ситуация в корне изменится.

У причалов «Байкальской гавани», видимо будут швартоваться бывшие в употреблении катера и яхты, произведенные на Западе, так как единственный судостроительный завод в Байкальском регионе пытаются обанкротить