Екатеринбург: «коллективный Чернецкий» против правосудия

Покойный ныне полпред президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев вел непримиримую борьбу с организованной преступностью и добился весьма впечатляющих результатов, разгромив знаменитую «уралмашевскую» ОПГ. Однако после его смерти эта борьба фактически сошла на нет. Нынешнее дело, по сути, первое после его смерти, в котором обвинение предъявлено чиновнику такого ранга.

Дело касается в первую очередь «Овощебазы №4». Это крупнейший в регионе пункт оптовой торговли овощами и фруктами, в том числе и из Средней Азии. Помимо этого, овощебаза использовалась организованной преступностью и как важнейший канал поставки наркотиков. Много лет ожесточенная борьба за нее велась различными группировками, и в конечном итоге после убийства курганского предпринимателя Валерия Худякова и его коллеги, связанных с находившемся на овобщебазе таможенным постом, контроль перешел к «коллективному Чернецкому», как в регионе привыкли называть городскую администрацию. Закрепила этот «успех» рейдерская операция, в результате которой в 2009 году 51% акций овощебазы, принадлежащих ее директору Татьяны Русиной, отошли к подконтрольным горадминистрации структурам. Курировал эти процессы Контеев.

Виктор Контеев хорошо известен в регионе. Всю свою жизнь он проработал в торговле, в 1982 году был назначен руководителем городского комитета по развитию рынка, а в 2000 стал вице-мером Свердловска, курирующим вопросы потребительского рынка и услуг. Все эти годы он был верным членом команды мэра города Аркадия Чернецкого, ставшего в 2010 году членом Совета Федерации, но при этом отнюдь не утратившего свое влияние в Свердловской области. На смену Чернецкому пришел его давний соратник Владимир Тунгусов, с которым Контеев также уже много лет как «сработался». «Коллективный Чернецкий», таким образом никуда не исчез, он лишь слегка переформатировался – Чернецкий стал «великим гуру», а непосредственно всеми городскими делами теперь заправляет Тунгусов.

Но – парадоксальное дело – сразу после ареста Виктора Контеева местные интернет-ресурсы и СМИ запестрели материалами, в которых утверждается, что инициатором ареста вице-мэра является не кто иной, как сам Тунгусов! Якобы у него имелись некие застарелые конфликты с Контеевым, и вот сейчас он решил свести с ним счеты. Подобная тактика – лучший способ отвести от себя подозрения, а уж Владимир Тунгусов, которого не зря называют «серым кардиналом коллективного Чернецкого», просто мастер в подобном «переводе стрелок». И параллельно – выиграть время, чтобы попробовать «порешать вопрос» другими методами.

Представители Чернецкого-Тунгусова зачастили в Администрацию Президента, где они пытаются выйти на людей, способных оказать давление на следствие по делу Контеева. По-видимому, влиятельности их давнего кремлевского друга Петра Скороспелова уже не хватает, и они ищут более высоких покровителей. Ведь Контеев уже заявил, что готов идти на сотрудничество со следствием, а коли так – ниточки обязательно приведут и к Чернецкому, и к Тунгусову. Впрочем, сотрудничество сотрудничеству рознь. Знатоки говорят, что по неписаным милицейским правилам «сотрудничество со следствием» предполагает не только детальный рассказ о совершенном преступлении, но и – обязательно – «сдачу» не менее двух сообщников. Вот тогда такой преступник может рассчитывать на то, что ему скостят срок на две трети. Так что «закрыть» дело Контеева было бы наилучшим выходом для «коллективного Чернецкого», которому в противном случае светит простая альтернатива – в эмиграцию или на нары. Но параллельно прорабатываются и более «радикальные» варианты.

Городская администрация хорошо осведомлена через своих информаторов о происходящем в областных силовых структурах. В частности, источник интернет-издания Ura.ru рассказал, что «около месяца назад Контееву принесли документы из милиции о том, что есть показания каких-то двух заключенных, которые называют его заказчиком произошедших много лет назад убийств сотрудников курганской таможни» http://rospres.com/government/8830/. Впрочем, это не помогло предотвратить арест Контеева, однако сейчас горадминистрация, и в первую очередь Тунгусов, лихорадочно пытаются исправить свои ошибки. В свое время находившийся в СИЗО лидер «уралмашевской» ОПГ Александр Хабаров был найден повесившимся в камере, что воспрепятствовало выходу следствия на его покровителей в чиновничьих кругах. Не подобная ли участь ожидает и Виктора Контеева? Тем более что структуры, которые принято объединять понятием «силовики», отнюдь не едины.

После недавно проведенной аттестации сотрудников МВД бывший начальник ГУВД по Свердловской области Михаил Никитин был назначен руководителем Главного управления уголовного розыска МВД, а его «правая рука» Николай Мардасов стал начальником Главного управления МВД по Уральскому федеральному округу. Много лет они пытались бороться с «коллективным Чернецким» — проводили выемки документов в городской администрации и даже непосредственно у Чернецкого и Тунгусова, открывали уголовные дела по фактам коррупции, однако неизменно вынуждены были сворачивать дела из-за политического давления. И вот теперь, не прошло и двух недель после назначения Мардасова на новую должность, как произошел арест Контеева. Наблюдатели связывают это с решимостью Никитина и Мардасова покончить наконец с засильем Чернецкого-Тунгусова. А ведь все могло сложиться совсем иначе, если бы Тунгусову удалось добиться назначения на пост начальника ГУ МВД по УФО своего ставленника Владимира Филиппова.

Впрочем, Тунгусов отнюдь не отчаивается. В настоящее время он пытается подключить к решению вопроса с Контеевым областное управление ФСБ, с которым у него имеются давние отлаженные коммуникации. В частности, совсем недавно к нему на работу перешел заместитель начальника экономической безопасности УФСБ по Свердловской области Сергей Рахманов– предполагается, что он возглавит местный водоканал. А место Рахманова занял Олег Воронов, печально известный среди местных предпринимателей тем, что неоднократно предлагал себя в качестве «крыши»…

Решимости Тунгусову прибавляет и то, что губернатор Александр Мишарин, при назначении громогласно заявлявший о своей решимости покончить с «коллективным Чернецким», на деле оказался слабым руководителем. Все представители клана Чернецкого-Тунгусова сумели сохранили свои позиции, и более того – укрепили их, включив в свои ряды ряд приближенных Мишарина. В результате сложилась уникальная для современной России ситуация, когда городская администрация фактически контролирует областную – и благодаря этому имеет значительный политический ресурс.

Обращают на себя внимание и связи «коллективного Чернецкого» и с организованной преступностью – и в первую очередь с «авторитетным» бизмесменом Сергеем Терентьевым, уцелевшим лидером разгромленной «уралмашевской» группы. Один из последних их «совместных проектов» — печально известный «ангар на болоте», выставочный комплекс «Иннопром», на котором им удалось заработать миллиарды. Это еще один из возможных путей решения «проблемы Контеева».

За 20 лет наместничества в Свердловской области «коллективному Чернецкому» удалось скопить и вывести за рубеж многомиллиардные средства, его главные представители по праву заняли бы место в списке миллиардеров Форбс, если бы открыли свои капиталы – но, по понятным причинам, этого не делают. Сейчас эти средства пытаются использовать для подкупа чиновников – и кремлевской администрации, и региональных структур, в том числе силовых, ну, а если не получится – для привлечения криминала. Решение вопроса с Контеевым жизненно важно для Чернецкого-Тунгусова – от этого зависит все их будущее, ведь Контеев более чем осведомлен обо всех их совместных делах. И недаром Чернецкий после ареста Контеева не появляется в Екатеринбурге – вполне вероятно, что Контеев уже дал такие показания против него, что не убережет даже депутатская неприкосновенность.

Удастся ли силовикам на сей раз довести дело до логического правосудного завершения? Или же победят деньги и политический ресурс «коллективного Чернецкого»? Пока остается лишь гадать. Силы и с той, и сдругой стороны задействованы очень серьезные.