Куба выбрала капитализм под руководством Рауля Кастро

Как гласит поговорка, если коммунисты начнут править Антарктидой, то в скором времени им придется импортировать лед. Куба, бывшая к 1959 году самой высокоразвитой страной Латинской Америки, за годы правления коммунистического режима Кастро скатилась по уровню жизни к Гондурасу или Коста-Рике (если не считать качественной медицины и образования, доставшихся, впрочем, Кубе от проклятого капитализма). Как правило, отечественные демагоги красно-коричневого пошиба упирают на то, что без коммунистов на Кубе не было бы развитого здравоохранения, спорта, культуры и, естественно, высокой духовности.

Это напоминает аналогичные причитания о том, что без большевиков Гагарин не полетел бы в космос. Впрочем, Куба по большинству показателей в первой половине XX века действительно являлась самой развитой страной Латинской Америки, находясь на уровне Франции, а местами и превосходя показатели Италии, Испании, не говоря уже о многих восточноевропейских странах.

Что касается знаменитой кубинской медицины и вообще социальной сферы, то она была впереди всей Латинской Америки и даже ряда стран Европы задолго до мятежа братьев Кастро (которые, кстати, вовсе не планировали совершать социалистическую революцию, кроме того сами выходцы из богатой семьи плантаторов весьма скептически относились к советской модели). Так именно на Кубе в 1881 году доктор Карлос Финлай разработал и стал применять лекарство от желтой лихорадки. В 1907 году в Гаване появляется первый рентгеновский аппарат (первый в Латинской Америке). В 1937 году Куба первой в регионе ввела 8-часовой рабочий день и минимальную заработную плату.

В 1940 году женщины на Кубе получили равные права с мужчинами (в некоторых странах Европы – например, Швейцарии или Испании, это произошло лишь спустя 30 с лишним лет). В 1954 году Куба заняла по потреблению мяса на душу население третье место в мире, а на каждого жителя острова приходилась 1 корова. Данные о детской смертности разнятся – Большая советская энциклопедия полагает, что умирало 100-110 новорожденных на 1000 родившихся, по данным кубинской оппозиции и дореволюционной статистики смертность была в пределах 33-34 на 1000, что было вторым лучшим показателем в Латинской Америке (после Уругвая) и даже опережало показатели Испании и Италии.

Один врач на острове приходился на 960 человек – это уровень тогдашней Франции. В 1932 году почти 90 процентов детей посещали школы (включая начальные). К 1956 году доля полностью или частично безграмотного взрослого населения Кубы составляла 23 процента. На Гаити таковых тогда было 90 процентов, в Испании, Италии – около 25 процентов, Сальвадоре, Гватемале, Боливии, Бразилии, Перу и Мексике – 40-50 процентов. В 1957 году ООН признало Кубу страной, с одной из лучших медицинских систем в мире.

Не стоял на месте и технический прогресс. В 1928 году Куба по количеству радиостанций, например, занимала четвертое место в мире, а Гавана с 1950 года (там открылась первая в Латинской Америке телевизионная студия) стала одним из крупнейших центров шоу-бизнеса в регионе. К 1957 году Кубу также считали одной из самых электрифицированных стран в Латинской Америке. Например, если верить докастровской статистике, 83 процента домов имели электричество, а 80 процентов жилищ имели туалеты. К примеру, в современной России только 74 процента жилья имеют туалет.

К 1958 году Куба по доходам на душу населения в Латинской Америке занимает второе место, немного уступая Италии и даже превосходя Испанию, по количеству электроприборов на семью – первое место, а по количество автомобилей (1 машина на 35 человек) – второе-третье места в регионе.

Разумеется, проклятый американский колониализм угнетал кубинцев. Например, на острове отсутствовала тяжелая промышленность, был не сформирован передовой рабочий класс, а крестьянство представляло из себя мелкобуржуазную стихию, чуждую передовым формам обобществленного хозяйствования. Все эти недочеты были исправлены братьями Кастро.

С 1962 года на острове Свободы вводятся карточки на продукты питания, происходит национализация всего и вся, сельское хозяйство обобществляется, а с помощью новых друзей из социалистического лагеря на Кубе строятся индустриальные предприятия. Правда, далеко не всем кубинцам это понравилось – с острова сбежало более 500 тысяч человек (около 8,5 процентов населения Кубы на 1959 год), к примеру, из 6250 дипломированных медиков Кубу покинуло свыше 3300 человек. Сейчас только в американском штате Флорида живет свыше 1 миллиона кубинских мигрантов. Стоит учесть, что из-за этого бегства Куба потеряла, в первую очередь, наиболее квалифицированные кадры. Более того, это привело даже к изменению расового состава населения – сейчас лишь 38 процентов кубинцев являются чистокровными «белыми», хотя 50 лет назад их доля достигала двух третей населения.

Тем не менее, остров Свободы вплоть до 1991 года был фактически на содержании СССР. Москва ежегодно в 80-х годах поставляла Кубе свыше 6,5 миллионов тонн сырой нефти (как правило, бесплатно и по бартеру), при этом закупала от 2 до 4 миллионов тонн сахара по рыночным или близким к ним ценам. Помощь братской Кубе шла и по другим линиям – СССР строил дороги, поставлял автотехнику, инвестировал деньги в развитие нефтедобычи на самом острове и разработку месторождений никеля (по его запасам Куба входит в тройку государств мира), а также бесплатно вооружал кубинскую армию, обучал кубинских специалистов, поставлял пшеницу и так далее.

Когда в 1991 году шоу закончилось, то оказалось, что Куба в этом мире никому не нужна. Формально, Гавана живет до сих пор под гнетом американских санкций (надо сказать, отчасти обоснованных – ведь Кастро банально украли у американских граждан собственность на острове, а великая держава такого не прощает). Однако Куба вполне может торговать со странами ЕС, Канадой, Россией, Китаем, да и всем остальным миром. Сейчас ее главными партнерами являются Евросоюз, Канада, Китай. Другое дело, что предложить им братьям Кастро практически нечего. В развитие добычи и переработки никеля надо вкладывать миллиарды долларов, туристическая индустрия Кубы влачит откровенно жалкое существование на фоне соседней Доминиканы (это притом, что реклама Кубы как места отдыха чрезвычайно распространена в Европе).

Чтобы пополнить валютные поступления, коммунисты легализовали фактически даже проституцию (под надзором местного комсомола, разумеется). Однако с каждым годом экономика страны сваливалась все дальше в штопор.

Момент истины настал в 2009-2010 годах. Внешний долг страны превысил 21 миллиард долларов (совокупный экспорт Кубы – сахар, никель, сигары, табак, кофе составляет всего 3-3,5 миллиарда долларов), объем промышленного производства составил всего 40-45 процентов от уровня 1988 года, а урожаи сахарного тростника, основной сельскохозяйственной культуры, которую тупо внедряли повсеместно коммунисты, упали в 2-3 раза. Если 30 лет назад на острове производилось от 6,5 до 9,5 миллионов тонн сахара-сырца, то в 2011 году, по прогнозам правительства Кубы, производство составит не более 2 миллионов тонн.

Попытки выклянчить кредиты в размере 3 миллиардов долларов у богатых арабских стран, Венесуэлы, России, Китая, Канады, Евросоюза и Великобритании успехом не увенчались. Поэтому прошлым летом Кастро «заморозили» счета иностранных фирм и банков на острове, тем самым присвоив себе, пусть и на время, порядка 1 миллиарда евро.

Поэтому даже самым упертым коммунистам стало очевидно, что долго ходить на голове Остров Свободы не сможет. Или пора вводить планово капитализм, а заодно, как-то улучшать отношения с США (ибо кроме США никому этот остров всерьез не нужен), или умереть голодной смертью. По данным правительства Кубы, сейчас уровень механизации и урожайности в сельском хозяйстве скатился на показатели 40-50-х годов прошлого века. Злые языки утверждают, что даже еще ниже.

Кубинские коммунисты бросились «перестраиваться». Кастро выпустили из тюрем-душегубок около сотни политических заключенных, в Гаване открылась первая за последние 50 лет католическая семинария, власти разрешили приобретать мобильные телефоны, микроволновые печки и ноутбуки (правда, за валюту), одобрили частное предпринимательство в малых формах (при этом коммунисты тут же установили живодерские подоходные налоги в размере 40-50 процентов, если годовой доход бизнесе превышает 2500 долларов). Последнее новшество, о котором заявил Рауль Кастро на VI партийной конференции в Гаване 19 апреля – это разрешение кубинцам продавать и покупать жилую недвижимость.

Правда, как это будет происходить, пока не понятно.

У государства на Кубе банально нет средств и уже к сентябрю текущего года из государственного сектора будет уволено до 1 миллиона человек (из почти 3,5 миллионов там занятых). К 2015 году планируется уволить оттуда до 1,9 миллионов человек. Содержать такое количество бездельников (большая часть из них – это госслужащие) социалистический режим не в состоянии, но коммунисты боятся социального взрыва. Их планируют занять мелким предпринимательством, а также платить небольшие пособия. Правда, денег на них тоже нет, поэтому кубинцев лишили уже талонов на бесплатные сигареты.

Кубинская армия практически перестала быть боеспособной по причине катастрофической нехватки средств. Максимум, на что еще способны генералы – это демонстрация советской техники 30-летней давности на парадах. Во время топливного кризиса 90-х годов мотострелковые подразделения кубинской армии передвигались на велосипедах.

В целом, положение Кубы аховое, верхушка понимает, что реформы необходимы, но возмездия со стороны США местные коммунисты и их британские покровители побаиваются. Поэтому объявив с одной стороны о разрешении купли-продажи жилья и автомобилей, 79-летний Рауль Кастро, который с 2006 года фактически управляет Островом Свободы, своим вероятным преемником назначил (т.е. вторым секретарем компартии) 80-летнего Хосе Рамона Мачадо. Смеха ради, третьим секретарем стал 78-летний Рамиро Вальдес Менендес. Геронтократы из брежневского Политбюро и ЦК отдыхают.

Фактически, кубинские коммунисты пытаются ввести в стране некое подобие ленинского НЭПа, сохранив высшую власть все равно за собой. Удастся ли им это сделать – покажет время. Во всяком случае уже сейчас Куба импортирует почти половину продовольствия, а месячные балансы сводятся с огромным трудом и лишь благодаря бескорыстной гуманитарной помощи капиталистических акул из Евросоюза, Китая и Канады.

Ползучей капитализацией Кубы намерена воспользоваться местная номенклатура. Коммунисты и комсомольцы помимо контроля над никелевыми рудниками, сахарными заводами, также контролируют туристический сектор и проституцию. Теперь им нужно время, чтобы подгрести под себя самые лакомые кусочки недвижимости. На это уйдет еще пара-тройка лет. После чего Куба может окончательно стать капиталистической. Кто станет хозяевами жизни на острове – догадаться совсем не сложно.
Источник