От конфликта Дмитрия Медведева с Юрием Лужковым пострадают москвичи

Просматривается пока два явных варианта.

Первый — ничего не будет. Семейная чета Лужков-Батурина грустно соберет манатки и съедет из здания на Тверской, после чего туда тут же заселятся некие подобранные Кремлем «эффективные менеджеры», в количестве двух штук. Это логично, ведь у Юрия Лужкова есть Елена Батурина. На этот мирный вариант многие наблюдатели почему-то склонны возлагать большие надежды — мол, вот теперь-то все мы вздохнем полной грудью, избавившись от гнета Лужкова. А Москва, наконец-то, станет развиваться семимильными шагами по самым современным технологиям.

Тут впору напомнить давнее изречение Никколо Маккиавелли: «Люди радуются приходу нового правителя, наивно полагая, что новый окажется лучше старого. Они ошибаются: новый правитель всегда оказывается хуже старого«. Впрочем, в данном случае и без Маккиавелли понятно, что при новой московской власти небо москвичам покажется с овчинку. Ведь даже на уровне деклараций смена мэра столицы произошла вне всякой связи с пожеланиями «дорогих москвичей», следовательно, им в высшей степени наивно рассчитывать, что новая власть станет как-то учитывать их интересы. С какой стати?

Наоборот: гораздо больше оснований полагать, что среди очередных задач новой власти будет затягивание поясов на не в меру разжиревших москвичах. Юрий Лужков, который был все-таки из еще выборных 90-х годов, во многом по инерции тащил с собой сквозь все циничные «нулевые» массу «социалки». Особенно для пенсионеров, которых в Москве под 40 процентов от населения и которые, собственно, и составляли для Лужкова его несгибаемую электоральную гвардию. Тут и самые низкие в России московские тарифы на ЖКХ и телефон, и бесплатный проезд пенсионеров на всех видах городского транспорта, и существующая до сих пор и даже как-то двигающаяся (!) очередь на жилье, и знаменитые «лужковские» доплаты к пенсиям. Все это будет «оптимизировано», сомневаться не стоит.

Московский бюджет, понятно, бездонен, но следует учитывать и то, что пришедшая «новая команда», во-первых, не будет связана никакими обязательствами перед электоратом, а во-вторых, народная мудрость тут будет права: прежние кровососы, припавшие к «финансовым потокам», уже во многом насосались, а новые будут еще голодными.

Другими словами, «кремлевцам» надо будет приложить очень большие усилия, чтобы перетряска московского чиновного аппарата не обернулась в итоге настоящей вакханалией воровства и мздоимства, по принципу «один раз живем!». И далеко не факт, что эти усилия там кто-то будет прикладывать. В конце концов — не проще ли присоединиться к веселью?!

Что касается кандидатуры будущего мэра — конечно же, нет никаких сомнений, что это будет еще больший вор, еще больший реакционер и еще больший самодур. При этом он, как личность, безусловно, окажется слабее Лужкова. Еще раз — нет никаких оснований рассчитывать на иное: москвичи — это стадо овец, рассуждающих о том, кого пришлют на место нового забойщика — блондина или брюнета?

Есть, впрочем, и второй вариант — конечно, куда менее вероятный. Это если вдруг Лужков решит сопротивляться «по-взрослому». В его распоряжении два пути: один, более-менее легитимный — это попытаться заблокировать назначение нового мэра Мосгордумой. Формально у него для этого все возможности, так как 90 процентов «депутатов» — это «его» люди. На деле, конечно, крайне сомнительно, найдет ли он из этих «своих» хотя бы 15 полных отморозков, готовых ради босса ставить на кон свое благополучие, а то и свободу?

По первому впечатлению — никого Лужков не найдет, всех «думцев» Кремлю можно перекупить, даже не особо тряся мошной. Но, если допустить, что у Лужкова в распоряжении имеются какие-то дополнительные и сильные средства убеждения, то может получиться скандал: Дума заблокирует все кандидатуры и будет распущена, что станет первым таким случаем с 2004 года, когда были отменены выборы губернаторов. Момент будет чрезвычайно скользкий для Кремля, ведь дурной пример заразителен. Да и выборы в новую Думу в этом случае обещают быть весьма и весьма неформальными.

Наконец, помимо попытки «бузы» с верной Думой у Лужкова могут быть припасены и «серые» методы борьбы против своих врагов, посягнувших на святое: это, попросту говоря, саботаж. Москва — огромный мегаполис, многие нити управления им мэр все эти годы лично держал в руках, а самое главное — многие, если не все, методы управления лужковской Москвой носят сугубо неформальный характер. Что стоит слегка передернуть нити, внеся тем самым долговременный хаос в жизнь города?

Если Неаполь недельная забастовка мусорщиков, как все мы видели, оставила буквально задыхающимся в мусоре на улицах, то чем, собственно, Москва хуже?

Особенно пикантно, что все это возможно на фоне приближающейся зимы, которая обещает быть весьма суровой. Москва — это все ж, как ни крути, отнюдь не Неаполь.

Другими словами, возможности для торга у Лужкова и сейчас отнюдь не исчерпаны. Однако если оценивать их с позиции рядового москвича, плюющего на властные разборки и думающего только о собственном и своей семьи благополучии (то есть с позиций 99 процентов жителей столицы), то можно кратко подвести итог следующим образом: станет или много хуже, или совсем ужасно.
Источник