Кремль задвинул регионального барона

Именно благодаря Дмитрию Медведеву мы увидели, чего на самом деле стоят региональные бароны эпохи 90-х годов – скажем, если свердловского Эдуарда Росселя относительно мягко высадили из кресла, переведя в Совет Федерации, то губернатор ХМАО Александр Филиппенко получил скромное место в Счетной палате, а челябинского Петра Сумина просто убрали без особых церемоний.

Для Рахимова и Шаймиева пришлось выстраивать специальную модель по ельцинскому образцу, с гарантиями безопасности семейных бизнесов и преемственностью политических элит.

Но стратегическая логика этих решений очевидна – кремлевская команда реализует свое понимание повышения управляемости страной, уводя ее от киргизского ужаса «фэйл-стейт» путем ликвидации сколько-нибудь самостоятельных центров власти в регионах. Тактическая задача еще проще – подготовить в ключевых регионах местных топ-менеджеров, которые бы были достаточно молоды, чтобы им можно было обозначить их карьерный интерес, но которые не были бы притом слишком влиятельны.

Наконец, когорта 40-летних новых губернаторов банально моложе лидеров страны, что позволяет кремлевским руководителям проще выстраивать отношения с ними «сверху-вниз». Ну и самый ближний прицел – это выборы-2012, которые должны пройти без неожиданностей со стороны регионов, чего уже не могли гарантировать старые регионалы, в том числе и в силу наличия у них своих политических интересов. Неизбежно присутствует призрак «Отечества – Всей России», бунта регионалов во главе с Лужковым.

В случае Башкирии кадровая модернизация объективно идет на пользу территории (при всей порочности самой системы ручного управления) – при Рахимове республика медленно превращалась в уральский туркменистан: если казанский режим Шаймиева можно назвать, опираясь на экономическую статистику, некой вариацией «диктатуры развития», то Башкортостану хвастаться нечем. Рустем Хамитов, считающийся фаворитом в списке кандидатов на башкирского президента, — типичный технократ федерального уровня, близкий как путинским, так и медведевским кланам. Ликвидация закрытой региональной экономики, развитие бизнеса, привлечение инвестиций, внедрение инноваций – это те формальные требования, по которым будет оцениваться работа нового президента. Если Башкирии повезет, он может оказаться еще и демократом.