ПутешествияВесь раздел

Неандертальцы не умели хорошо бегать

6 февраля 2011 г.
Spiegel/InterRight/DPA

Одной из причин вытеснения неандертальцев людьми современного типа в Европе и Евразии было то, что они не умели долго бежать. По мнению американских антропологов из Университета Аризоны, это привело к их проигрышу в конкурентной борьбе с хомо сапиенс, живших рядом с ними.

Антрополог Дэвид Рейхлен сравнил строение костей ног современных людей (хомо сапиенс) и неандертальцев, которые вымерли около 20-30 тысяч лет назад в Европе и Евразии. По его мнению, у неандертальцев длина ахиллова сухожилия была существенно меньше, чем у существовавших рядом с ним хомо сапиенсов. В опубликованной в научном журнале Journal of Human Evolution статье ученый предположил, что это свидетельствует о разном типе охотничьего поведения. Сапиенсы (кроманьонцы), вышедшие из Африки около 65-75 тысяч лет назад (хотя постоянно появляются свидетельства того, что это произошло и раньше), жили на больших травянистых равнинах. Благодаря этому они использовали в охоте загон и преследование добычи. В свою очередь неандертальцы, являющиеся потомками хомо эректус и появившиеся в Европе около 250-300 тысяч лет назад, жили в лесистных и гористых местностях, предпочитая охоту из засады.

45-50 тысяч лет назад в Европе началось похолодание, а климат стал суше, что привело к возникновению обширных степных и лесостепных пространств. Неприспособленные к жизни в таких ландшафтах неандертальцы проигрывали в них конкуренцию людям современного типа. В конечном итоге, их оттеснили в труднодоступные места, где они окончательно вымерли около 20-25 тысяч лет назад.

Чтобы подтвердить верность своих предположений Рейхлен создал на основе костных останков ног неандертальцев и кроманьонцев две модели, и сравнил энергозатраты при беге. Оказалось, что они были у неандертальцев существенно выше, а из-за неразвитости ахиллова сухожилия это, по всей вероятности, сказывалось на их выносливости.

Впрочем, как уже сообщал InterRight, современные ученые не склонны недооценивать неандертальцев. По их мнению, это были люди, которые долгое время сохраняли свою конкурентоспособность. К примеру, американские и итальянские археологи доказали, что неандертальцы умели под влиянием изменения окружающей среды менять тип охоты и изготавливаемых ими орудий труда. Представления о примитивности неандертальцев также не выдержали критики. Как сообщал InterRight, антропологи еще в 2008 году установили, что неандертальцы пользовались косметикой, а по мнению специалистов из Института Макса Планка в Германии, неандертальцы исчезли после того, как смешались с людьми.

Для антропологов из Университета Аризоны нынешние эксперименты в исторической биомеханике уже не первые. В 2010 году они доказали с помощью моделирования и биомеханических экспериментов, что жившие 3,6 миллионов лет назад на территории Восточной Африки австралопитеки были прямоходящими.