ПутешествияВесь раздел

Историю древнего Египта проверили радиоуглеродным анализом

19 июня 2010 г.
Science/Spiegel/InterRight/DPA

Историки и физики из Оксфордского университета решили проверить подлинность датировок древнеегипетской истории. Они провели ряд радиоуглеродных анализов, которые подтвердили достоверность письменных источников. Это успокоило историков, но разочаровало поклонников "новой хронологии".

Египетская хронология была создана в течение последних 150-200 лет и в основном она опиралась на письменные источники. При этом из-за различных методик подсчета и календарей в ней накопились некоторые противоречия. С целью выяснить, насколько достоверны общепринятые даты, команда ученых из Оксфордского университета (Великобритания) во главе с Кристофером Рамсеем провела серию радиоуглеродных анализов в Египте.

Ученые исследовали предметы и материалы, найденные при раскопах, в том числе, в гробницах. Выяснилось, что начало так называемого Древнего царства приходится на 2667 - 2592 годы до нашей эры. Именно в этот период в Египте правил фараон Джосер, который построил одну из первых (ступенчатую) пирамид в Саккаре. По оценке ученых, наиболее вероятными датами правления этого фараона являются 2676 - 2643 годы до нашей эры.

Начало следующего периода древнеегипетской истории - Среднего царства - исследователи отнесли на период между 2064 и 2019 годами до нашей эры. Соответственно, эпоха Нового царства началась между 1570 и 1544 годами до нашей эры.

- "Эти даты достаточно хорошо совпадают с теми датировками, которые известны нам по традиционной хронологии Древнего Египта", - отметил Рамсей. По мнению археолога Кейт Спенс из Кембриджского университета, результаты работы Рамсея являются "очень важными для исторической науки". Впрочем, ряд ученых более скептичен в своих оценках.

- "Исследование показывает, что 95 процентов общепринятых датировок являются верными, тогда как разбросы по началам отдельных периодов египетской истории роли никакой не играют", - заявил изданию Spiegel историк Манфред Клаусс.

Кроме того, ученые выражают сомнение в точности исследований команды Рамсея. Ведь разброс датировок при радиоуглеродном анализе составляет 100 - 200 лет. Сам Рамсей утверждает, что им удалось его уменьшить за счет масштабного использования источников.

Кроме того, большой вопрос вызывает и релевантность их подбора. Для датировок правления фараона Джосера исследователи из Великобритании сделали семь анализов, для правления преемника Джосера - Снефру - два, а для остальных 10 фараонов Древнего царства - лишь один анализ. Анализы делались на материалах, которые считались происходящими из того или иного времени. О том, не могла ли в эту выборку закрасться ошибка, и для анализа был выбран не тот материал, английские историки даже не задумываются.