Сегодня в Ассоциации туроператоров сообщили, что направили обращение в правительство на имя вице-премьера Виталия Мутко с просьбой помочь компании «ВИМ-Авиа», которая отменила все свои чартерные рейсы.
По данным ассоциации, компания осуществляла «несколько десятков» чартерных рейсов в неделю. Всего, по предварительной оценке, «ВИМ-Авиа» взяла на себя обязательства перевезти до конца летнего сезона около 200 тыс. пассажиров, в том числе 100 тыс. российских туристов.
«Авиакомпания, чья общая кредиторская задолженность оценивается от 3 [млрд] до 10 млрд руб., не обладает сейчас оборотными средствами, которые могли бы быть использованы для компенсаций туристам или замены рейсов», — сказано в сообщении.
Из этих денег авиакомпания должна около 1 млрд руб. аэропортам, которые обслуживали ее самолеты, при этом половину этой суммы — Домодедово.
Остановка работы «ВИМ-Авиа» обернется коллапсом на туристическом и авиационном рынках, заявляет АТОР, что может привести к «значительному репутационному ущербу для органов исполнительной власти, субъектов туристического рынка и широкому недовольству рядовых граждан».
В АТОР напомнили, что в ближайшее время Россия примет чемпионат мира по футболу. «Ситуация неизбежно окажется и на страницах иностранных СМИ, так как на данный момент «ВИМ-Авиа» не планирует вывоз российских граждан из-за рубежа, а это десятки тысяч человек», — предупреждают туроператоры.
Туроператоры в полном объеме оплатили все чартерные программы «ВИМ-Авиа» до конца сезона, утверждает АТОР. Повторная оплата всех перелетов может стоить не менее $10 млн. В связи с этим операторы не смогут вернуть пассажиров из-за рубежа самостоятельно.
Первые сообщения о проблемах «ВИМ-Авиа» появились 22 сентября. Причиной очередной задержки рейсов из Домодедово оказалась «неурегулированная» задолженность перед топливно-заправочными организациями. Вскоре Следственный комитет начал доследственную проверку против компании.
По данным газеты «Ведомости», 24 сентября авиакомпания обратилась в правительство за господдержкой, а пока перевозчику поможет Татарстан, где «ВИМ-Авиа» зарегистрирована. Однако представитель президента республики опроверг РБК эту информацию.
Кроме того, в ситуацию вмешалась Генпрокуратура, которая сообщила, что с начала года по август «ВИМ-Авиа» провела около 12% рейсов с задержкой свыше двух часов, а еще 209 рейсов было задержано более чем на шесть часов.
Вечером в понедельник СК возбудил в отношении авиакомпании дело по факту хищения денежных средств пассажиров ее должностными лицами по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).
В итоге «ВИМ-Авиа» полностью отказалась от чартерных перевозок. По данным СМИ, этого потребовала от авиакомпании Росавиация в обмен на кредит в 1,5 млрд руб.
Из-за отмены чартеров за рубежом остались от 50 тыс., по оценке Российского союза туриндустрии, до 100 тыс. человек, по данным АТОР. Всего у «ВИМ-Авиа» есть обязательства перед более 190 тыс. пассажиров регулярных и чартерных рейсов.
«Коллапса на туристическом рынке РФ не будет, для этого предпринимаются все меры. Я хотел бы подчеркнуть, что возврат туристов на родину будет осуществляться не за счет средств туроператорского сообщества», — со своей стороны заявил «Интерфаксу» глава Ростуризма Олег Сафонов.
Он уточнил, что, в частности средства фондов, сформированных ассоциацией «Турпомощь» не будут направлены на разрешение ситуации, в соответствии с законодательством РФ.
«Это очень важный момент, и это подтверждает то, что никакого коллапса в туроператорском сообществе и на туррынке не будет», — отметил глава Ростуризма.
Министр Сафонов также сообщил, что формируется актуальная база данных о туристах, которые имеют билеты «ВИМ-Авиа» и должны быть возвращены на родину.
«Предпринимаются все необходимые меры, не нужно паниковать, я хочу со всей уверенностью заявить, что все будут возвращены на родину», — подчеркнул он.
Источники: http://www.interfax.ru/russia/580583, http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/40760.html, http://www.rbc.ru/rbcfreenews/59c9e02f9a79471adc4e8704?from=main