Война хижинам: как «Газпром» расчищает охранные зоны магистральных трубопроводов

Война хижинам: как «Газпром» расчищает охранные зоны магистральных трубопроводов
«Национальное достояние» для российских дачников, которым не посчастливилось соседствовать с магистральными газопроводами, обходится слишком дорого. За год по всей стране состоялись сотни судебных тяжб, по которым юристы «Газпрома» требовали сноса домиков садоводов.
Истцами, как правило, выступали дочерние структуры «Газпрома». Требование во всех случаях было одно: дома находятся в охранной зоне магистральных трубопроводов, следовательно, они построены незаконно, а потому должны быть демонтированы.

Заложниками ситуации оказались дачники, купившие земельные участки на вполне законных основаниях. Только в Подмосковье под удар попали СНТ «Аксеново», «Отдых», садоводческое товарищество Опытно-конструкторского бюро автоматики.

Люди получили в органах власти свидетельства о государственной регистрации этих участков и возведенных на них строений. Но, поскольку ранее трубопроводы не были поставлены на кадастр и отсутствовали на карте Росреестра, получилось, что владельцы домов сидят буквально на трубе.

По решениям судов ответчики обязаны снести свои дома за собственный счет, без какой-либо компенсации. Землю у них никто не выкупает, строить на ней ничего нельзя.

Спустя год ничего не изменилось — суды проиграны. Одно радует, что приставы не беспокоят, говорит Ирина Вавилова из садоводческого товарищества Опытно-конструкторского бюро автоматики.

Ирина Вавилова, дачница:

«В итоге решение вынесено в декабре. Апелляция пройдена. Она отклонена. Сейчас подали кассацию. Ну и все. Приставы к нам не приходят, никаких штрафов мы пока не платим. То, что там в определении было написано — оплатить экспертизу и их газпромовские госпошлины, которые за суд, судебные издержки — мы не оплачивали».

Аналогична ситуация в Томске, Тамбове, Сыктывкаре, Пермском крае.

В Казани еще в 2007 году поселок Салмачи вошел в черту города. Тогда многие продали квартиры и построили частные дома. Но в итоге получили решения судов об их сносе. Однако до практических действий там тоже пока не дошло. Все находятся в подвешенном состоянии, сказал Business FM Руслан Тагиров.

Руслан Тагиров, житель Казани:

«Приставам исполнительные дела не передавались. Путин тут заговорил о нас, «Газпром» начал отзывать дела. Живем, немного успокоились, обрадовались. Но в любой момент готовы активизироваться и начать действовать. Вроде у нас власть сказала, что трогать не будут. Будем дальше решать вопрос. Но все пока только на словах. Хотят сделать расписки, чтобы люди расписывались: если что-то случится, то все под их ответственность».

На «прямой линии» с президентом был задан вопрос, как собственникам, попавшим в такую ситуацию, жить дальше. Владимир Путин обещал разобраться. В итоге появился перечень поручений по итогам совещания с членами правительства. В нем говорилось, что кабинету министров необходимо обеспечить «внесение изменений в законодательство в целях создания правовых механизмов для возможного использования гражданами зданий». Но выдвигались условия…

Первое — «права собственности на объекты и земельные участки зарегистрированы гражданами в установленном порядке».

Второе — «собственниками объектов предоставлены письменные подтверждения об отсутствии претензий, в том числе материальных, к организациям — собственникам магистральных трубопроводов в случаях возникновения аварийных ситуаций».

Иными словами, если где-то что-то рвануло и ваш дом сгорел, то к «Газпрому» претензий нет. Это так.

Но, с другой стороны, если все документы в порядке, то дома признаются построенными вполне законно. А значит, компенсацию собственники вправе требовать с тех, кто эти документы выдавал, говорит директор юридического агентства «Абгарян и партнеры» Акоп Абгарян.

Акоп Абгарян, директор юридического агентства «Абгарян и партнеры»:

«Если данный жилой дом либо земельный участок были предоставлены лицам в установленном законом порядке — было выдано разрешение на строительство, есть акт ввода в эксплуатацию, выданный мэрией соответствующего района, — тогда люди имеют право предъявить регрессы к мэрии о взыскании рыночной стоимости того имущества, которое повредилось вследствие какой-то аварии. Потому что фактически, если им давали согласие на строительство, тогда они должны были заранее людям объяснить то, что у них есть препятствия к пользованию этим имуществом. То есть однозначно здесь предъявляются убытки к мэрии».

Хоть какая-то надежда на то, что не снесут. Но остается много вопросов. Например, кто захочет купить «домик в деревне», который стоит рядом с трубой? Никто. А если и захочет, то за три копейки. Цена земли после всего произошедшего упала в несколько раз.

Источник: https://www.bfm.ru/news/361186