С чем партии идут на выборы?

О необходимости иметь национальную идею говорят все постсоветское время. По Конституции, никакая идеология не может устанавливаться в качестве главенствующей. Но это вовсе не значит, что у общества вообще не должно быть никакой идеологии. Ее носителями логично выступают политические партии. Но далеко не все. Многие политические силы предпочитают ограничиваться набором банальных обещаний «за все хорошее против всего плохого».

Во-первых, необходимо определить, что считать идеологией. Если вкратце, то идеология – это образ будущего. Причем не размытый, а вполне конкретный, с четким описанием, какое место будут занимать те или иные социальные группы, и вообще ради чего стоит человеку жить и трудиться.

Увы, но с образом будущего у многих серьезная проблема. Этим объясняется и провал многих политических сил на выборах, и вообще низкая политическая активность наших граждан.

Тем не менее, интересно проследить, что конкретно сейчас предлагают политические партии и движения в канун парламентских выборов.

Начнем с так называемой несистемной либеральной оппозиции. Вряд ли у кого есть сомнения, что партии ПАРНАС во главе с Михаилом Касьяновым, Алексеем Навальным и Ильей Яшиным на грядущих выборах ничего не светит. Причина этого не только в открытом противопоставлении себя «крымскому консенсусу», но и в отсутствии какой-либо позитивной программы. И, надо сказать, этой программы не было еще до всех событий на Украине.

«Звездным» часом либералов можно считать второе место Алексея Навального на выборах мэра Москвы в 2013 году. Навальный смог тогда предстать перед людьми в образе некоей «реальной оппозиции». Ему отдавали голоса многие из тех, кто был в принципе критически настроен к власти. Тем не менее, он набрал всего 27%. И то до избирательных урн дошло менее трети избирателей. После выборов Навальный пытался требовать второго тура, но потерпел полное фиаско. И причина этого была в том, что у Навального не было никакой идеологии.

Вообще, на примере Навального можно увидеть, как работают технологии «цветных» революций, но не как либеральная оппозиция способна предложить обществу проект развития. Собственно, на отсутствии плана действий он и погорел. Люди нутром почуяли, что Навальным движет, скорее, желание получить площадку для будущего политического восхождения, нежели стремление сделать что-то позитивное для города. И на примере той кампании можно увидеть, как самые красивые обещания оказываются на поверку пустыми.

Навальный шел на выборы под лозунгом борьбы с коррупцией. На первый взгляд, выглядит разумно и убедительно. Но ведь сразу встает вопрос, что делать дальше после того, как коррупция будет побеждена. Предположим, что всех взяточников наказали по закону, бюджет больше никто не пилит. Куда использовать сэкономленные средства? Средства, наверное, немалые. На этот вопрос у Навального ответа как раз и не было. На все предположения кандидат от «рассерженных горожан» отвечал уклончиво. Сэкономленные деньги пойдут на строительство научных центров? В Москве вновь задымят трубы промышленных предприятий? Столица вернет себе звание «семи сороков» и в каждом дворе появится православный храм? Или мечеть для мигрантов? Понять это из всех интервью Навального было невозможно.

Вот и сейчас в программе ПАРНАС значатся честный суд, демократия, борьба с коррупцией, развитие частной инициативы. Слова правильные, но никакой конкретики. Кто у нас в России против честного суда, демократии, ратует за коррупцию и удушение инициативы? Но народ наш любит какую-то «изюминку», чтобы было «настоящее», а не просто картонная вывеска. Это уже не говоря про призывы ПАРНАС отдать Крым Украине, что категорически неприемлемо для большинства.

Та же ситуация и со старейшей в России партией «Яблоко». «Наша цель – свободная, богатая, здоровая и сильная Россия», – говорится в манифесте партии. Кто же спорит, что быть свободным, богатым, здоровым и сильным намного лучше, чем несвободным, нищим, больным и хилым? Но, как в оригинале звучит (и обрезанная в советское время) народная мудрость – «В здоровом теле здоровый дух – большая удача». То есть, если внешне всё слишком благополучно, то внутри есть червоточинка. У «Яблока» эта червоточинка – всё та же непопулярная в народе позиция по Крыму. Хотя и без этого с «Яблоком» не всё благополучно. Это как турецкий фрукт: внешне красив, а безвкусный. Вот и программа «Яблока» выглядит правильно, а сути предлагаемых мер не уловить.

Не далеко ушло и «Правое дело». Правда, они говорят, что «Крым наш» и тем не вызывают активного отторжения у общества. Но слишком уж размыты у них позиции. На выборах 2011 года партия набрала 0,6%. Ничего кроме общих лозунгов, она предложить людям не смогла. Пиарщики партии всерьез обсуждали, что партии нужна не идеология, а ставка на известных людей и лояльное отношение власти. Правда, так никто и не смог объяснить, почему вдруг в Госдуме надо, скажем, сменить Иосифа Кобзона на Леонида Ярмольника.

Еще более анекдотичная ситуация была на выборах с партией «Патриоты России», которая набрала совсем уж жалкие 0,08%. Это при том, что всего в выборах участвовали семь партий, а название у партии, прямо скажем, хорошее, неприятия не вызывающее. И в дебатах наравне с другими представители объединения участвовали. Беда была именно в отсутствии идеологии. «Идейной основой партии «Патриоты России» является российский патриотизм», – сказано в программе партии. Что ж, звучит очень пафосно. Читаем дальше: «Патриотизм – это искренняя и бескорыстная любовь гражданина к своей стране, ее многонациональному народу, уважительное отношение к культуре, традициям, историческому прошлому России, каждой нации и народности, проживающей на территории страны…» Ничего не скажешь, очень содержательно!

Кстати, а как начинались «Патриоты России»? Лидер партии Геннадий Семигин был членом КПРФ, избирался от нее в Госдуму. По сообщениям СМИ, был одним из видных спонсоров коммунистов. Но потом решил использовать финансовое влияние в КПРФ в своих интересах. Ему удалось отколоть от партии Зюганова значительную часть руководства. Был даже «плавучий съезд» и создание ВКПБ – Всероссийской коммунистической партии будущего. После борьбы с «семигинщиной» из почти 550 тысяч членов КПРФ в сторонниках Зюганова осталось лишь 180 тысяч. А куда делись остальные? Некоторые ушли в «Патриоты России», большинство рассосалось. КПРФ по-прежнему занимает на многих выборах второе место, а иногда и побеждает, а о «Патриотах России» никто толком и не слышал. Без КПРФ вся идеология Семигина вылилась в абстрактную «любовь к Отечеству».

После либерализации закона о политических партиях в нашей стране появилось множество партий. Всего их сейчас 77. Кого только нет! «Родная партия», «Развитие России», «Партия дела», «Партия налогоплательщиков России», «Умная Россия» … И у всех программы как под копирку, за небольшими нюансами.

Немного лучше сегодня ситуация у «Коммунистов России» — еще одной непарламентской партии, но которая пойдет на выборы без сбора подписей. В программе ясно указано, что цель партии – построение коммунистического общества. В одной этой фразе целый пласт смыслов, труды великих, и героическая история комдвижения по всему миру. Но история и классики – одно, а конкретные предложения – другое. А вот нынешняя повестка дня «Коммунистов России» заключена фактически в критике КПРФ. Мол, там плохие коммунисты, а мы хорошие. А чем хорошие?..

Перейдем к парламентским партиям. Посмотрим, а что же предлагают своим избирателям они.

Самая большая по численности и представительству в органах власти – «Единая Россия». Партию долго критиковали, что у нее «нет идеологии». Тем не менее, за партию голосуют из года в год. И состоят в ней далеко не только чиновники. Значит, какая-то идеология у партии есть. В чем она?

Если смотреть на программные документы ЕР, то узнать действительно можно немного. Всё больше общие фразы. Но люди видят, что за «Единой Россией» стоит, прежде всего, государство, его институты. ЕР воспринимается людьми как государствообразующая структура. И вот при наличии такого посыла партия близка обывателям, желающим жить в стабильном и сильном государстве. Да и, в конце концов, какая разница, будет ли частная собственность или только государственная, будет ли называть себя партия «левой» или «правой». Главное, чтобы принимаемые государством меры были эффективными. То есть, основная идеология ЕР – сильное эффективное государство. Чтобы у людей не было ощущения, что партия «закостенела», в ней запущен механизм «праймериз» — предварительного отбора кандидатов.

У КПРФ идеология определена в ее названии. В сознании избирателей, КПРФ ассоциируется с борьбой за социальную справедливость, с лозунгом о равенстве возможностей, огромным культурным пластом и историческим наследием советской эпохи. Наследия во многом трагического, но и героического одновременно. КПРФ несет на себе образы массовых репрессий и покорения космоса, дефицита в позднесоветское время и социальных лифтов для человека труда. Кроме того, КПРФ наиболее последовательно критикует экономические просчеты правительства. И не просто критикует, но и предлагает свои меры решения проблем, по инициативе партии было принято множество законопроектов, которые поддержали и другие политические силы.

Сейчас КПРФ идет на выборы с программой «десяти шагов». Во многом программа спорная и не лишена противоречий. Но в ней есть конкретные предложения (а не только декларации) по национализации природных ресурсов, введению госпланирования, поддержке сельского хозяйства.

Есть своя идеология у «Справедливой России». Партия официально входит в Социнтерн, то есть представляет собой классическую социал-демократическую партию. Партия выступает за социальную справедливость, призывает бороться с огромным имущественным расслоением в обществе. Но при этом дистанцируется от советского опыта. Если лидеры КПРФ ходят к могиле Сталина с цветами в знаменательные даты, то лидеры эсеров стараются говорить только об использовании исключительно позитивного советского опыта и не берут на себя ответственность за все 70 лет после Октябрьской революции.

Единственный минус в программе эсеров – слишком большой акцент на бытовых проблемах. Мол, тарифы ЖКХ должны быть разумными, коммунальное хозяйство не надо доводить до состояния аварийности. И много общих слов про честный суд, сохранение благоприятной экологической среды, благосостояние граждан. Это может навредить партии, так как наши люди любят какие-нибудь «сверхидеи», а не только лозунги о том, что их жизнь в чем-то и где-то немного станет лучше. С другой стороны, социал-демократические партии такие по всему миру. И у СР существует определенное «европейское очарование».

Не лишена идеологии и ЛДПР. Иногда кажется, что лидер партии Владимир Жириновский готов менять свои взгляды по несколько раз на дню. И слишком часто его ловили на противоречивых высказываниях. Но партия стабильно получает свои голоса.

Сейчас ЛДПР идет на выборы под лозунгами передачи фабрик в управление рабочих. Но это не коммунистические лозунги. Жириновский одновременно критикует большевиков, но скорбит по Советскому Союзу. Казалось бы, вещи несовместимые.

На самом деле, у ЛДПР очень прочная идеология. Ее суть – гражданин России должен хорошо жить. Хорошо жить – это вкусно есть, сладко спать, пользоваться всеми благами человеческой культуры и при этом чувствовать гордость за страну. То есть, ЛДПР предлагает людям то, что в подсознании у русского человека. А для достижения целей, как считают наши люди, нужно не так много. Государство должно быть сильным и распространять свою экспансию, бизнес – социально ответственным, чиновники – действовать в рамках закона, простым людям никто не должен мешать работать и копить богатство. Во многом, идеология ЛДПР, как сказали бы в советское время, мелкобуржуазная. Но это очень сильная идеология, которая находит отклик у людей на психологическом уровне. Если не понимать этого, то никогда не уяснить, в чем состоит многолетняя популярность партии Жириновского.

Как видим, у четырех парламентских партий есть не только прописанная программа. Идеология партий опирается еще на культурные пласты, на подсознательные желания избирателей, психологические состояния общества.

И, конечно, у парламентских партий есть подготовленный за многие годы разветвленный аппарат. Партийная работа не начинается перед выборами, а идет постоянно. На местах проводятся дискуссии, плетутся интриги за те или иные должности, существует множество внутренних мероприятий, которые сплачивают актив.

Сочетание всех этих качеств и позволяет ЕР, КПРФ, СР и ЛДПР рассчитывать на прохождение списков в Госдуму. Остальным же партиям пока остается только учиться. Но, как видим, не многие и хотят.