Тяжкое бремя тверского губернатора

На протяжении долгого времени Тверская область, имеющая колоссальный промышленный, научный и кадровый потенциал, могла похвастаться лишь своей многовековой историей.

Слухов о возможной отставки Андрея Шевелева в последнее время ходило много. Пресс-служба бывшего губернатора никак не комментировала их, но было видно, что над Шевелевым сгущаются тучи. Поэтому его заявление о добровольной отставке не стало неожиданностью. Возможно, что таким образом Шевелев решил избежать более серьезных последствий.

В напутствии Игорю Рудени при назначении на должность Владимир Путин сказал: «Вы – человек очень опытный, и департамент возглавляли в правительстве, и заместителем министра были. Поэтому, возможно, на новом месте работы, надеюсь, используете все свои знания, опыт и организаторские способности». В ответ Руденя пообещал для развития Тверской области сделать всё возможное и невозможное. Сделает ли?

На протокольных фото Руденя выглядел довольным от отказанного доверия. Но и предыдущие губернаторы выглядели радостными и счастливыми, когда вступали в должность. Буквально излучали оптимизм и активно генерировали красивые проекты. Да и смелости и управленческого опыта им, как и Рудени, было не занимать.

Известно, что Игорь Руденя шесть лет отработал в московской милиции, успешно занимался бизнесом, возглавлял в правительстве департамент развития агропромышленного комплекса и был заместителем министра сельского хозяйства.

Но не хуже биография у предшественников.

Ушедший с поста Андрей Шевелев – гвардии полковник, Герой России. Он воевал в Чечне и там получил тяжелое ранение, учил бойцов ВДВ и преподавал в Санкт-Петербургском суворовском военном училище. Был чемпионом СССР по футболу среди юношеских команд. Активно занимался общественной деятельностью, был депутатом Госдумы. В целом, биография весьма достойная. А вот успехов на посту губернатора было мало.

В итоговом рейтинге губернаторов за 2015 год, составленным Фондом развития гражданского общества, Андрей Шевелев занял предпоследнее 84-е место. Правительство области попало в индекс расточительности, составленный Общероссийским народным фронтом. Как подсчитали активисты ОНФ, в 2012 году только аренда машины для губернатора обошлась областному бюджету в 20 миллионов рублей.

Экономические показатели Тверской области за прошлый год тоже довольно слабые. Доходы бюджета региона с населением 1,3 миллиона человек составили чуть больше 62 млрд. рублей. При этом госдолг региона составил 28 млрд. По отношению к 2014-му в прошлом году стоимость отгруженной промышленной продукции упала на 12%, добытых полезных ископаемых – на 14,5%. Инвестиции в основной капитал сократились на 18%. Даже на 11% упал объем розничной торговли.

Не было много поводов для радости и при губернаторе Дмитрии Зеленине, который руководил областью с 2003 по 2011 годы. Ученый, автор множества научных публикаций по экономике и математике, успешный бизнесмен. Города Тверской области при нем выглядели просто ужасающе. Кстати, Зеленин, как и Андрей Шевелев, в отставку ушел по собственному желанию.

Вообще, Тверская область имеет огромный потенциал для развития. В регионе есть крупные машиностроительные предприятия. Они делают подвижной состав для железных дорог, выполняют оборонные заказы. Крупнейшие предприятия – Тверской вагоностроительный завод, Торжокский вагоностроительный завод, Пожтехника. Есть большой потенциал у сельского хозяйства.

В области развиты системы среднего профессионального и высшего образования. В Тверском государственном университете обучается 25 тысяч студентов, примерно столько же, сколько в столичном МГТУ им. Баумана.

Можно с уверенностью сказать, что в Тверской области живут умные, образованные, трудолюбивые люди. Регион можно считать моноэтническим, межнациональной напряженности практически нет. В тверских книжных магазинах широкий ассортимент литературы, в том числе общественно-политической. Хорошо идут книги публицистов патриотической направленности. Николая Старикова, Михаила Делягина, Леонида Ивашова…

Особое преимущество – близость к Москве и Санкт-Петербургу. Предприятия текстильной и пищевой промышленности рядом имеют колоссальные рынки сбыта, что делает продукцию конкурентоспособной.

На практике, «плюсы» больше похоже на «минусы». Близость к Москве обуславливает высокую миграцию из региона. В 2015 году число выбывших с территории области превысило число прибывших на 1894 человека. Большинство городов и поселков области много лет показывают снижение численности населения.

Понятно, что молодежь ищет применение в Москве и северной столице. Но ведь можно придумать способы, как ее удержать. К примеру, под Владимиром построили инновационный кластер, обеспечили жильем молодых ученых. В результате, на родину вернулись даже из Европы и США многие талантливые люди.

При прежнем губернаторе Шевелеве даже такое преимущество, как наличие федеральной трассы М-10 Москва – Санкт-Петербург, стало проблемой. В ноябре 2012 года на дороге образовалась гигантская пробка длиной 191 километров, в которой застряли свыше четырех тысяч грузовиков.

В целом, даже столица области – древняя Тверь – оставляет гнетуще впечатление. На привокзальной площади в центре города стоит масса закусочных, дежурят таксисты. Удалось услышать разговор продавцов в одном из заведений с пирожками. Торговец, по виду уроженец Таджикистана, рассказывал, как снимает с семьей квартиру на самой окраине города за семь тысяч рублей. Зарабатывает около 20 тысяч. Кстати, цены на всё вполне московские. Продукты и одежда стоят как в столице. Местный общепит тоже не порадует дешевыми блюдами. За банкет придется выложить, как в московском ресторане, при худшем сервисе.

Надо признать, что за последние несколько лет, как и во многих городах России, в Твери всё-таки смогли привести в порядок фасады некоторых зданий и положить асфальт на тротуарах. Запустили новые современные трамваи, хотя и с ними недавно была проблема. По крайней мере, нет ощущения, что находишься в глухой дыре. Тем более что у города богатейшая история. Но символом общего «дестроя» продолжает оставаться заброшенное здание речного вокзала. На картинах местных художников и на старых фотографиях вокзал, построенный на стрелке Волги и Тверцы, выглядит нарядно. Он и сейчас мог бы быть визитной карточкой города. Но уже много-много лет здание никем не используется и планомерно разрушается.

Местный парк культуры и отдыха может порадовать посетителей лишь аттракционами советского времени. Видно, что денег у людей немного, и на развлечения они тратятся не могут. Соответственно, не проявляет инициативы и бизнес.

Не могут себе позволить многие тверчане и купить билет на электричку до Москвы. Разрекламированная «Ласточка» сокращает время в пути примерно на час, но билет на нее в один конец стоит аж 480 рублей. В результате поезда ходят почти пустые. Билет на обычную электричку стоит 367 рублей. Обычно по электричке ходит сразу по две бригады контролеров, с обоих концов поезда, общей численностью до 10 человек. За неполные три часа, что едет поезд от Москвы до Твери, можно увидеть, как толпы вполне аккуратно одетых людей средних лет множество раз переходят из вагона в вагон и бегут по платформе во время остановок. Кто едет с детьми – не бегает. Но дважды отдает контролеру сто рублей за билет до ближайшей станции.

Понятно, что при такой жизни трудно планировать будущее. По данным статистики, смертность в Тверской области в полтора раза выше рождаемости.

Вообще же символом современной Твери можно назвать интересное действие у Покровской церкви, что на берегу речки Тьмаки. Церковь стоит на возвышении. Холм, на котором стоит храм, с центральным Тверским проспектом соединяет мост. Утром в воскресенье заезжий турист может увидеть интересную картину: масса народу по мосту идет к храму. «Какие тверчане религиозные», – может подумать непосвященный. И – будет разочарован, если подойдет поближе. Просто на мосту расположился блошиный рынок, где люди буквально меняют шило на мыло.

Сможет ли Игорь Руденя исправить ситуацию? Не просто обеспечить несколько процентов прироста в отдельных секторах, а именно изменить саму депрессивную атмосферу. Конечно, это покажет время. Но уж точно не хочется жителям региона увидеть, как через несколько лет новый губернатор попросит добровольной отставки.