Зажевало

В последний четверг декабря на пленарном заседании Заксобрания Томской области планируется выступление губернатора Сергея Жвачкина, в котором глава региона подведет итоги года уходящего и обозначит основные задачи на ближайшее время. Доклада г-на Жвачкина с нетерпением ждут в Москве. Как говорят, Кремлем уже дана оценка работы недавно назначенного губернатора. Но озвучена она будет только после публичного выступления Жвачкина, в котором от первого лица региона Москва желает услышать не столько позитивную информацию, сколько признание в совершенных ошибках.

Обойти стороной набирающие в регионе обороты негативные процессы Сергею Жвачкину вряд ли удастся, поскольку многие проблемы в социально-экономической жизни Томской области уже озвучены на федеральном уровне. Совсем недавно эксперты Агентства политических и экономических коммуникаций опубликовали традиционный «Рейтинг эффективности управления в субъектах РФ». Многоуровневый комплексный подход позволил специалистам дать объективную оценку положению дел на местах. Тщательный анализ результатов исследования позволяет понять, насколько благополучно и стабильно социально-экономическое положение в том или ином регионе, а также спрогнозировать, в какую сторону будет развиваться ситуация в ближайшие три-четыре года. Удивительно, но факт: Томская область, обладая достаточно серьезной сырьевой базой и высоким инвестиционным потенциалом, «провалила» два из трех ключевых показателя в рейтинге. Согласно подсчетам специалистов, в социальном и финансово-экономическом блоках регион оказался за пределами первой полусотни. Выше Томской области в рейтинге оказались субъекты РФ с куда менее развитой экономикой: Владимирская область и исторически дотационные республики Ингушетия и Тыва. Комментарии томских интернет-пользователей, которые в отличие от официальных представителей региональной власти с большим вниманием изучили результаты рейтинга АПЭК, изобиловали справедливо едкими комментариями. Жители «края инновационных технологий и центра сибирской науки» опубликованные данные квалифицировали не иначе как «унизительную пощечину» проводимой в области социально-экономической политики.

Возможно, острое на язык интернет-сообщество чересчур болезненно отнеслось к цифрам и выводам явно негативного для региона оттенка. Томские СМИ эту реакцию объяснили теми завышенными ожиданиями, с которыми местное население живет на протяжении последних полутора лет. После двадцатилетнего правления Виктора Кресса приход к власти Сергея Жвачкина связывали с началом новой эпохи, его первые заявления, декларировавшие консолидацию политических сил и бизнес-элит во благо региона величали не иначе как «оттепелью в сибирской тайге». Но социально- экономической «весны» в области так и не наступило. Более того, регион, кажется, постепенно впадает в новую «морозную» спячку с куда более низкими температурами, чем раньше.

Назначение топ-менеджера «Газмпрома» Сергея Жвачкина на должность губернатора Томской области практически совпало с аналогичным кадровым решением Кремля в Омской области, где Виктора Полежаева сменил газпромовец Виктор Назаров. В обоих сибирских регионах тут же заговорили о миллионных инвестициях газового монополиста, которые непременно смогут привести «свои» в корпорации люди. Для томичей эти ожидания были особенно актуальны, ведь обладающая немалыми запасами природного газа область была газифицирована менее чем на 10 процентов. Да и сам Сергей Жвачкин с ходу дал понять, что вплотную займется вопросами газификации и развития газового и нефтяного потенциала региона в целом. Объявленные планы органично ложились на неоднократно озвученные президентом Путиным задачи по наращиванию доходной части бюджетов всех уровней. Тем более, что Томская область, как отмечают эксперты, потенциально может перейти в разряд регионов-доноров. И динамичное развитие «нефтянки» новым главой региона в решении этого вопроса могло бы сыграть ключевую роль.

Однако пока на газ правительство Жвачкина в вопросах решения газового и нефтяного вопросов так и не надавило. Более того, в конце ноября пресс-служба обладминистрации со ссылкой на главу регионального департамента по недропользованию и развитию нефтегазодобывающего комплекса Игоря Гончарова сообщила, что нефтедобывающие компании Томской области по итогам 2013 года снизят добычу нефти на 4%, до 11,3 млн т. В начале года планы правительства были куда более амбициозны: сообщалось, что Томская область намерена в 2013 году добыть 12 млн т нефти, что выше показателя 2012 года на 2,2%. При этом нефтяной потенциал области в текущем году оценивался в 14,8 млн т. Губернатор Жвачкин, выступая на ежегодном совещании недропользователей, лукавить не стал. «Очевидно, что разница между проектными и фактическими показателями — это миллиарды рублей упущенной выгоды», — признался Сергей Жвачкин, дав понять, что в будущем областные власти попытаются эту ситуацию исправить.

Объяснения губернатора выглядят, по меньшей мере, нелепо, ведь нефть в Томской области, в буквальном смысле, бьет ключом из-под земли. Летом этого года томские экологи обнаружили крупные утечки нефти на севере Томской области — в Парабельском районе, где нефтедобычей занимается дочернее предприятие «Газпромнефти» ООО «Газпромнефть-Восток». Директор Сибирского экологического агентства Алексей Торопов назвал ситуацию «очень тревожной». «От контролирующих органов приходят одни отписки, хотя масштаб утечек большой», — заявил Алексей Торопов. Реакция властей на сообщения экологов о грядущей катастрофе оказалась весьма неожиданной. Так, прокуратура Кировского района Томска, объяснив свои действия исполнением законодательства о противодействии экстремизму, направила Сибирскому экологическому агентству требование в срочном порядке представить финансовый отчет, а также информацию об изменениях в уставе. «Кому-то явно не нравится то, что мы передали информацию о нефтеразвливах на Урманском месторождении, — уверен директор «СибЭко-Агентства» Алексей Торопов. – И я предполагаю, что команда проверить нас на экстремизм поступила откуда-то сверху».

Природные и техногенные катастрофы в Томской области во время правления Сергея Жвачкина происходят с пугающей регулярностью. Обрушение стены жилого дома, крушение вертолета Ми-8, охватившие тысячи гектаров леса пожары – вот лишь неполный список страшной череды томских ЧС. Есть ли в этом какая-то зловещая закономерность – большой вопрос. Но то, что руководство региона не научилось правильно реагировать на происходящее и признавать допущенные ошибки, очевидно даже для простых томичей. Жители региона так и не смогли смириться с невнятным объяснением причин лесных пожаров, настолько сильных, что в Томск в экстренном порядке вылетели глава МЧС Владимир Пучков и в то время еще главный санитарный врач Геннадий Онищенко. Не долетели: самолет из-за сильного задымления на территории Томской области совершил вынужденную посадку в Кемерово. Разгул стихийного бедствия губернатор и его команда тогда связали с засушливым летом и неконтролируемым сельскохозяйственным палом. Но еще весной СМИ писали о возможном возникновении чрезвычайной ситуации: зимой практически не было снега, а реки обмелели настолько, что возникли проблемы с навигацией.

Неумение общаться с населением на понятном языке и системные имиджевые просчеты называют одной из главных проблем Сергей Жвачкина. Как говорят в Томске, за полтора года он так и не стал своим, не сумел из кабинетного менеджера перевоплотиться в чуткого хозяина области. От него никто не требовал стать вторым Крессом, но все же в Томске осторожно надеялись, что на нового губернатора положительным образом воздействует пример соседней Кемеровской области, в которой губернатор Аман Тулеев смог добиться экономической и политической стабильности, параллельно заработав огромный авторитет у населения. Варяг Жвачкин таки сделал робкие попытки закрепиться на сибирской земле. Предпринял вылазку на Центральный рынок в поисках буженины, в клипе популярной местной группы «Юди» снялся в роли щедрого Деда Мороза, посещал многочисленные томские вузы и общался со студентами. Но ничего, кроме добрых и снисходительных улыбок томичей эти немудренные пиар-проекты губернатора не вызвали. Искренности за действиями первого лица области люди не увидели,ведь за «добрыми делами» губернатора тут же следовали ощутимые имиджевые потери. Такие, например, как обнародованная в Сети информация о формирующихся охотничьих угодьях губернатора в Каргасоцком районе на территории природного заповедника.

В области уже открыто признают тот факт, что за полтора года работы Сергей Жвачкин так и не сумел наладить деловых отношений с деловым сообществом региона. Говорят, что аудиенции губернатора приходится ждать не менее полутора-двух месяцев. Многие бизнесмены подвергаются форменной налоговой и административной травле. При этом вокруг губернатора образовался некое узкое бизнес-сообщество, которое напрямую получает наиболее выгодные проекты и подряды. Остальной бизнес в Томске при этом становится все более беззащитным. Вопиющим случаем томичи окрестили последующие друг за другом убийства крупных предпринимателей. Силовики уже признали, что эти преступления носят явно заказной характер, а город замер в тревожном ожидании возвращения «лихих 90-х». Все эти события называют следствием утраты регионом былой экономической стабильности и перехода в режим ручного управления, эффективно работать в котором у назначенного губернатора не получается.

Неоднозначную реакцию в Томске вызвала и задуманная Жвачкиным рокировка главы областного центра. Затянувшийся конфликт с экс-мэром Николаем Николайчуком вылился в самоотвод последнего. Поговаривают, что окончательное решение сложить свои полномочия Николайчук принял после приватной беседы в кабинете губернатора. Последовавшие за этим досрочные выборы мэра войдут в историю Томска. Явка на избирательных участках составила позорные 20,79%. Победу одержал ставленник Сергея Жвачкина пивовар Иван Кляйн. Томичи, отвечая на вопрос журналистов телеканала ТВ-2 «почему вы отказались от своего права голоса?» как один отвечали: «Не народные это выборы», «я против всех кандидатов». Итоги выборов не смог оставить без комментария даже бывший градоначальник Александр Макаров, находящийся в местах не столь отдаленных. По телефону из иркутской колонии он заявил, что «людей лишают права выбора». «Самое ценное для человека, когда он знает, что выбирает сам, — сказал Александр Макаров. — Он начинает ценить власть, доверять власти и, главное, он понимает, что власть и государство его уважают. Сейчас никому это неинтересно». Губернатор Сергей Жвачкин признал выборы легитимными и пожелал новому градоначальнику успехов. О рекордно низкой явке губернатор предсказуемо умолчал, хотя такой показатель не что иное как тревожный сигнал для политического ландшафта региона в целом.

Вообще политический ландшафт в Томской области с приходом новой команды преобразился до неузнаваемости. Чем, по слухам, крайне недовольны в Москве. Из тринадцати заместителей губернатора свои кресла сохранили только двое. Отношения губернатора с Сергеем Ильиных давно находятся в стадии острого конфликта. В Кремле активно муссируется информация о возможном возвращении спикера Заксобрания региона Оксаны Козловской на должность первого заместителя губернатора. В качестве покровителя г-жи Козловской упоминается председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Причем камбэк Оксаны Козловской является едва ли не условием для сохранения Жвачкиным губернаторского кресла. Причиной возвращения Оксаны Козловской на должность вице-губернатора называют неудовлетворительное состояние инвестиционного климата региона и деятельности Томской ОЭЗ, т. е.тех самых сфер, которые ранее курировала г-жа Козловская.

Еще более удивительными выглядят учиненные не без участия Сергея Жвачкина преобразования на федеральном уровне, судя по всему, не сулящие в перспективе региону ощутимых политических дивидендов. Удивительная цепочка событий привела к тому, что депутатом Госдумы от Томской области стала скромная учительница из села Поросино Елена Ушакова. После назначения Людмилы Огородовой заместителем министра образования депутатский мандат чудесным образом перекочевал никому не известному педагогу. Учитель сельской школы, включенная в партийный список «Единой России» для его социализации, до последнего не верила в происходящее, отказываясь комментировать вероятность своего взлета. А когда решением местного политсовета партии ее утвердили в статусе депутата Госдумы, счастливая обладательница мандата не скрывала своей радости. Госпожа Ушакова торжественно заявила, что будет служить на благо Томской области, и пообещала, что не забудет своих школьных учеников. Представители томской элиты были в шоке, прекрасно понимая, что лоббистский потенциал региона стремительно падает до нуля. В коридорах региональной власти эту невероятную метаморфозу с превращением сельской учительницы в федерального депутата окрестили не иначе как «чудо-чудное, диво-дивное». А в кулуарах Госдумы за новым представителем региона устойчиво закрепилось прозвище «Алиса в стране чудес». Таким образом, единственный представитель области в нижней палате парламента окончательно превратился в бутафорскую фигуру, не имеющую за плечами ни политического, ни серьезного управленческого опыта.

По мнению экспертов, подобные решения и кадровые рокировки – тревожное свидетельство процессов, которые происходят в стане политической элиты региона. Неоднозначные вопросы вызывает и ситуация с первым заместителем губернатора В. Жидких. Известно, что авторитетный политический тяжеловес, представлявший Томскую область на федеральном уровне, вернулся из Москвы в Томск и по просьбе губернатора вошел в его команду на условиях единомышленника. Прошло всего полтора года, однако авторитет и вес бывшего федерального лоббиста стремительно теряют свои кондиции. Среди чиновников областной администрации активно поползли слухи, что нынешний Жидких совсем не тот, что был раньше. Еще в недавнем прошлом сильный региональный политик утратил былое влияние, не принимает никаких самостоятельных решений, по сути, превратившись в тень губернатора. Более того, пикантности в этих слухах добавляет то, что все договоренности по условиям возвращения в область, которые якобы были изначально достигнуты между Жидких и Жвачкиным, последним были грубо нарушены. По имеющейся информации, роль придворного генерала не вызывает восторга у Жидких, а свою текущую работу он оценивает как профессиональную деградацию.

Очевидно, что в новый 2014-й год Томская область входит с целым багажом политических и социально-экономических проблем. Кризис постепенно пробирается во все сферы жизни, заставляя говорить о серьезных грядущих проблемах. И судя по всему, власти региона пока не в силах притормозить эти процессы.

По имеющейся информации в СМИ в начале нового года эксперты ожидают целую серию отставок региональных руководителей. Некоторые из них будут плановыми в связи с окончанием срока полномочий и связаны с выборами глав исполнительной власти регионов сентябре 2014 года. А в некоторых регионах возможен досрочный уход губернаторов по причине низкого рейтинга доверия и проблемной политической и социально-экономической ситуации в регионах. Войдет ли Томская область в число вторых, покажет время.